Все-таки да здравствуют собиратели!
У известного поэта, издателя и коллекционера Алексея Крученых были альбомы, в которых он просил всех литераторов, кого знал, оставлять автографы, а если это были дети или внуки знаменитых писателей, то дать хотя бы небольшой автограф их предка.
И вот я просматриваю один из альбомов Алексея Елисеевича Крученых, которого, кстати, тоже знал (теперь этот альбом в Российском государственном архиве литературы и искусства). Кого тут только нет! Эренбург и Пастернак, Ремизов и Блок, Ахматова и Платонов, Корней Чуковский и Тынянов, Илья Ильф и Кедрин, Маршак и Зощенко, Бальмонт и Шенгели, Нельдихен и Глоба... Всех не перечесть.
И так, проглядывая страницу за страницей, нахожу автограф А.Введенского. Известно, что Введенский бывал у Крученых в 30-е годы.
Ответ девы.
Зачем же пакостишь ты дева
Немые эти ручейки,
Одутловатый хвостик древа,
вид памятника, речь оки?
ответ девы:
А потому, что челноки.
А. Введенский
1913 г.*
В записных книжках Даниила Хармса, друга А.Введенского, дважды встречается в ноябре 1926 года упоминание этого стихотворенья. То есть, собственно, только его заглавие и первая строчка. Но полный его текст был до сих пор неизвестен.
Хармс в своей записной книжке включает "Ответ девы" в список стихотворений А.Введенского, которые советует ему прочесть на каком-то вечере ("Шуре советую прочесть...") и вслед за этим называет "Творения Александра Иван. Введенского", обозначая стихи первой строчкой: "Зачем ты пакостишь о дева".
Комментатор двухтомника взрослых сочинений А.Введенского, приводя в приложениях эти два упоминанья в записных книжках Хармса, говорит: "По свидетельству И.В.Бахтерева, это ст-ние - шуточное двустишие, которое было вписано автором в Чукоккалу. Однако во всем тексте Чукоккалы, по сообщению Е.Ц.Чуковской, никаких записей Введенского нет".
Стихи А.Введенского в альбоме А.Крученых.
Факсимиле. РГАЛИ. Фонд А.Крученых. Публикуется впервые
Теперь очевидно, что "Ответ девы" не там искали. Игорь Бахтерев, должно быть, слышал от Введенского, что тот вписал эти стихи в альбом, но запамятовал, в какой.
С этими стихами связан следующий эпизод. Николай Харджиев привел Введенского к Крученых. Полагаю, это было в 1939 году. Введенский прочитал "Ответ девы". А издавна увлеченный поэзией детей Крученых - стихотворенье маленькой девочки, и сказал: "А ведь это лучше, чем ваши стихи". И Введенский потом говорил Харджиеву: "А ведь он прав, стихи девочки лучше, чем мои".
Итак, стихи поэта, у которого очень многие рукописи в силу разных обстоятельств утрачены, нашлись. Это, конечно, главное открытие.
Но есть еще одно. Здесь поражает собственноручно поставленная автором дата: 1913 год!
Выходит, что это стихи восьми-девятилетнего А.Введенского. До сих пор мы знали, что он писал стихи со школьных лет. Но были известны стихи, написанные все же не в таком раннем возрасте.
И еще удивительное: что форма этого стихотворения предвосхищает диалогическую форму зрелой поэзии А.Введенского. У него даже есть очень схожие по строю стихи 1920-1930-х годов: "Ответ богов", "Факт, теория и Бог", "Сутки" и другие.
И Хармс, первый друг и советчик Введенского, значит, считал возможным, чтобы Введенский прочел эти стихи на каком-то вечере и даже закончил ими свое выступленье. Давним детским стихотвореньем поэта.
* РГАЛИ. Ф. 1334, оп. 1, ед. хр. 1080, л. 70.