0
1479
Газета Персона Интернет-версия

20.02.2003 00:00:00

… И острый галльский смысл

Владимир Абель

Об авторе: Владимир Абель - лидер латвийских нацболов, автор инкриминировавшегося Лимонову текста "Вторая Россия"; в прошлом - издатель и главный редактор газеты "Еще", журнала "Третья модернизация".

Тэги: лимонов, юбилей, тюрьма


Первой книгой Лимонова, которую я прочел, был "Палач". У каждого была своя первая книга Лимонова, далеко не все начинали с "Эдички" или с патриотической публицистики в газете "День". И.о. председателя НБП Анатолий Тишин открыл для себя Лимонова, прочитав рассказ "Муссолини и другие фашисты" в "Нашем современнике", а я того же "Муссолини┘" впервые прочел совсем недавно, год назад. Когда кто-то врет, что Лимонов извивался, менял взгляды, пусть прочитает этот рассказ двадцатипятилетней давности - там уже есть все про НБП, вся, в крепкой художественной оболочке, идеология будущей партии.

Так вот, "Палач". Книгу дал мне Ярослав Могутин, предложив что-то из нее перепечатать в газете "Еще". Я прочел "Палача", и меня, как выражаются мои молодые однопартийцы, торкнуло. Но не сексуальные сцены - редактор "Еще", а перед тем контркультурного журнала "Третья модернизация", я, можно сказать, плавал в море литературных половых актов. Секса хватало┘ "Палач" удивил меня своей традиционностью, XIX веком. Но не русским, а французским.

В русском романе XIX века герой ведет войну на метафизическом фронте. Воюет с Богом, мечется между Богом и дьяволом, между верой и наукой, и все это под разговоры о вечном и т.п. Во французском романе герой воюет с циничным социумом за место под солнцем, говоря лимоновским языком - навязывает себя равнодушному миру. И продуманные, просчитанные связи с женщинами становятся самым эффективным оружием героя в его борьбе. А вот любовь, настоящая любовь, приводит к неудаче, срыву, поражению, смерти.

Так чем палач Оскар не Жюльен Сорель, не Растиньяк, не "милый друг" Мопассана? Вот примерно о чем подумал я, прочитав "Палача". Это было лет 10 назад.

Эти мысли - о французском писателе Лимонове - снова всплыли у меня при чтении "Книги мертвых" и "Книги воды". Самые нежные страницы посвящены Франции. Так и хочется сказать - Прекрасной Франции. От страниц, описывающих французский ландшафт или персонажей-французов, друзей автора, исходит то же "человеческое, слишком человеческое" тепло, что и от харьковской трилогии Лимонова.

Но главный вывод для себя я сделал после того, как побывал на суде в Саратове, поучаствовал в этом организованном спецслужбами, но вышедшем из-под их контроля спектакле. Я был важным свидетелем, со мной долго общались судья, прокурор, адвокаты. Спорили обвинение и защита, говорил судья, говорили подсудимые. Лимоновские реплики из-за решетки были по-галльски остры, били в точку, а не размазывали вокруг да около, как это вообще-то свойственно русскому изматывающему стилю общения. Кроме того, у Лимонова мастерски сочетались слово и жест, чего практически не встречается у российских политиков.

Лимонов выглядел иностранцем - вот что я хочу сказать. Не "инородцем" в клиническом смысле слова, а именно иностранцем. Русским из Парижа. Длинные волосы, нетипичные для зэка, еще добавляли иностранности в его облик. Авторы фильма-заказухи "Суд над призраком" намекнули на схожесть Лимонова с Троцким, сам себя он сравнивает с Чернышевским. Но я, когда думаю о Лимонове, мысленно помещаю его на трибуну революционного французского Конвента в 1791, 1792 или 1793 год.

Солдат третьего сословия, мечущий громы и молнии в изменников-аристократов. По ночам пишущий статьи в самую экстремистскую якобинскую газету, чтобы утром мальчишки разнесли ее по самым мятежным предместьям революционного Парижа.

В качестве комиссара Конвента выезжающий на подавление контрреволюционного мятежа куда-нибудь в Вандею или Лион. Дантон, Робеспьер, Лимонов, Сен-Жюст┘

Французы умеют блестяще формулировать. "Каждый человек имеет право убить тирана, и народ не может отнять этого права ни у одного из своих граждан" (Сен-Жюст, 1793 г.). То есть народ, масса вправе диктовать отдельно взятой личности какие-то нормы бытового поведения - куда там окурки бросать, после скольких часов музыку громко не слушать и т.п., но что касается убийства тирана - тут, народ, извини подвинься. Этой свободы, этого права ты у индивида отнять не можешь.

Лимонов - быстрый человек, стремительный, а Россия - страна медленных людей. Разница темпов привела Лимонова в тюрьму. Россия только сейчас начала всматриваться в нас, в НБП, сонным оком своим. Отчасти сочувствующим, отчасти недоумевающим.

Это все к вопросу о литературе. Русская литература XIX века была народнической, то есть уповала на некие скрытые силы в народе. Она, русская литература, наплодила гигантское количество иллюзий относительно "человека из народа". Эти иллюзии, к сожалению, все никак не умрут, зато активно разлагаются.

И вместе с иллюзиями разлагаются все, кроме НБП, современные коммунистические и патриотические партии России, - поскольку являются не чем иным, как материальным воплощением этих народнических иллюзий XIX века. Ждут у моря погоды, ждут подсказки из сказочных народных "глубин". Ну-ну, ждите┘

А стремительный парижанин Лимонов, сидя в российской тюрьме, легко перешагнул через народ и через время и начертил контуры Другой России - внятной, свободной, воинственной и без всякой больной метафизики.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ технологически отстает от собственного электората

КПРФ технологически отстает от собственного электората

Дарья Гармоненко

Коммунисты отказываются признавать электронное голосование новой реальностью

0
1135
Суды нарушают процессуальные права граждан системно

Суды нарушают процессуальные права граждан системно

Екатерина Трифонова

Защита гарантирована Конституцией, но ограничивается возможностями госаппарата

0
1311
Площадь лесного пожара в Крыму увеличилась до 23 га - МЧС

Площадь лесного пожара в Крыму увеличилась до 23 га - МЧС

0
775
Голикова сообщила о мерах правительства по поддержке участников СВО и их семей

Голикова сообщила о мерах правительства по поддержке участников СВО и их семей

0
625

Другие новости