0
881
Газета Персона Интернет-версия

27.04.2000 00:00:00

Политические чудотворцы


А.И. Уткин. Рузвельт. - М.: Издательская корпорация "Логос", 2000, 542 с.

The Singapore Story. Memoirs of Lee Kuan Yew. - Singapore: Times Editions, 1998, 680 p.

ДВЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ и чрезвычайно актуальные для сегодняшней России книги, по крайней мере, для тех, кому интересно знать, как создаются государства и нации, как ими управляют, как справляются с кризисами, угрожающими самому существованию наций. Перефразируя: книги о том, что есть действительно великий национальный лидер. Обязательны для чтения всем тем, кто причастен, хотя бы в минимальной степени, к управлению государством. Особенно сейчас, когда стране пора наконец выбираться из затяжного кризиса и начинать движение к нормальной жизни.

Вдобавок обе великолепно написаны, хоть и не литераторами: одну писал ученый, вторую - мемуары - сам герой книги.

Создатель и премьер-министр процветающего Сингапура Ли Куан Ю и великий президент США Франклин Делано Рузвельт - личности, сопоставимые по масштабам сделанного ими. Премьер Ли создал из ничего экономическое и социальное чудо. Получил в управление маленький остров, лишенный каких-либо природных ресурсов, издерганный политической борьбой с коммунистами и - теоретически - полностью не пригодный для самостоятельного существования. Как получить что-то из ничего? Премьер Ли не только получил, но и создал экономику, по которой потом моделировали свое развитие все соседние страны (включая Китай), заметим, обогнав попутно по уровню жизни Великобританию, бывшую колониальную управительницу Сингапура, еще в начале 90-х. И еще один "пустяк" - из населения Ли создал нацию.

Рузвельт не создавал ни государство, ни нацию. США при нем уже были великой державой, но он сумел вытащить свою страну из глубокого экономического и морального кризиса. Вдобавок выиграл войну и сделал США из самоизолировавшегося от мира государства глобальной сверхдержавой.

Правда, несопоставимы масштабы государств, которыми управляли эти лидеры (США все-таки несколько больше Сингапура), но сами личности тут ни при чем. И Рузвельт, и Ли, по сути, оказались перед абсолютно одинаковой ситуацией: безвыходной. То, что они сделали, тогда считалось невозможным. Оба, однако, поступили по принципу: нет выхода - найду. Оба, приступая к делу, не думали о создании экономического и политического чуда - их нациям просто надо было выжить. Но принципы, с помощью которых это было сделано, привели обоих прямиком к тому самому чуду.

Премьер Ли находился в центре политической сцены своей страны и региона с 1950-х до 1990-х годов (хотя и сейчас весьма влиятелен). Президент Рузвельт - вообще деятель первой половины прошлого века. А биографии их настолько актуальны для сегодняшней российской действительности, вплоть до мелочей, цитаты из их выступлений настолько обжигающе ярки в приложении к той ситуации, в которой находится сейчас наша страна, что иногда кажется - два лидера все это делали специально для нас.

При чтении выясняется, что два этих человека очень похожи в главном, в том, что позволило им стать действительно великими главами государств. Это прежде всего бесстрашное непризнание авторитетов, особенно экономических. То, что сделали Рузвельт и Ли, лишь теоретически было сделать невозможно - по господствующим догмам и концепциям того времени. Оба, пожав плечами, придумали свои концепции - и победили. И второе: оба стали великими потому, что как никто умели сделать так, чтобы их народы слышали их, верили им и шли за ними. А как не верить руководителю страны, который заявляет: я нахожусь на своем месте для того, чтобы граждане моей страны стали лучше жить, и это для меня - цель, все прочее - только средство. Оба прокладывали курс по совершенно незнакомым водам, но это их не останавливало. Практически все их меры и реформы были экспериментами.

Конечно, мрачный перфекционизм (стремление к совершенству во всем) и административная беспощадность угрюмого премьера Ли мало похожи на внешне "нежный" стиль обаятельного президента Рузвельта. Но народ хорошо понимал обоих. Вдобавок маниакальная работоспособность, полная поглощенность своим делом у них были одинаковы.

Кстати, личности двух героев наложили отпечаток и на то, как именно сделаны книги.

Обе написаны лучшими специалистами по своему вопросу. Книгу о премьере Ли написал сам премьер Ли (это, напомним, мемуары), при том, что на него работали, а сейчас работают с ним над вторым томом, еще и множество чиновников сингапурского правительства. Книга о Рузвельте сделана профессором Анатолием Уткиным - очень известным американистом, работавшим с американскими первоисточниками, и автором более 200 работ по США. Попутно можно сказать, что это вообще, как ни странно, первая научная биография Рузвельта на русском языке. И если сдержанные мемуары Ли Куан Ю захватывают читателя скорее ходом происходящих в них событий, то книга профессора Уткина написана с подлинным литературным блеском.

Есть и еще кое-что общее между мемуарами премьера Ли, изданными в Сингапуре и у нас вообще не продающимися, и исследованием профессора Уткина. Дело в том, что книга "Рузвельт" издана тиражом в 5 тысяч экземпляров. Поэтому по доступности ее российским читателям она в принципе вполне сопоставима с мемуарами Ли Куан Ю. Но для новых претендентов на имя национальных кумиров должно хватить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1706
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1062
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
770
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1050

Другие новости