- Да нет. Просто было как-то очень мрачно и противно. Да и характер у меня, вероятно, рисковый. В самом деле, даже по американским нормам я обеспечен совсем не плохо. Есть свой дом в пяти милях от Нью-Йорка на берегу океана. Некоторая удаленность от огромного шумного города избавляет от необходимости общения со случайными неинтересными людьми - теми, кто всегда не вовремя любил зайти проведать. Много работаю, с удовольствием встречаюсь с друзьями. Выросли дети. Старший недавно получил сертификат высшей квалификации врача-кардиолога. Средний - исполнительный директор электронно-вычислительной фирмы. Дочь - будущий дизайнер - заканчивает университет.
- И после всего этого опять потянуло на Родину?
- Послушайте, я никогда не уезжал навсегда. В Москве живу по пять-шесть месяцев в году и вовсе не претендую на американское гражданство, хотя имею на него юридическое право. Человек свободен, и я не выношу даже терминов этих злосчастных - "подданство", "прописка". Они придуманы для закабаления человека. Достаточно вспомнить строки из российской Конституции о свободе выбора места жительства и реальную практику работы милиции.
- Исполнилось 20 лет фильму "Место встречи изменить нельзя". Говорят, что и сегодня в часы очередного телепоказа картины по всей стране снижается преступность и уменьшается... расход воды - миллионы людей не отходят от экранов. Интересно, славная дата как-то отмечается на ТВ?
- Мне об этом ничего не известно. Думаю, у телевизионщиков, да и у МВД сегодня другие заботы. А дату эту мы с братом, конечно же, отметили.
- Значит, новый роман, написанный уже без Аркадия, не свидетельствует о ссоре "братьев Гонкуров"?
- Конечно, нет. Просто, когда живешь в другом полушарии, трудновато работать в четыре руки.
- Есть ли планы сделать продолжение "Места встречи"?
- Уже давно разработан план нового сценария. Между прочим, очень хотелось включить в "Место встречи-2" несколько сцен с Высоцким, которые по разным причинам пришлось вырезать 20 лет назад. А проку-то что? Телевидению дешевле и проще скупать старые латиноамериканские "мыльные оперы". Те, у кого в этом бизнесе есть деньги, считают их перепродажу более выгодным делом, чем съемки оригинальных вещей. Хотя наш фильм - и все это понимают - дал бы немалую коммерческую выгоду. Правда, деньги вернулись бы не так скоро и не с таким "наваром". Пока в новой России не выработалась культура спонсирования искусства. Нет у нас еще Третьяковых и Морозовых.
- Давайте поговорим о вашем новом романе. Впечатление такое, будто он оборван задолго до окончания.
- Я его и вправду не закончил. Продолжение уже частично написано. Условное название - "Райский сад дьявола". Возможно, получится и трилогия.
- Первого из ваших трех главных героев олигарха Серебровского не назовешь ни положительным, ни отрицательным персонажем. Даже в довольно пакостных своих поступках он вызывает сочувствие.
- Это, как писали в школьных учебниках, собирательный образ. Пакостные поступки? Так ведь иначе и быть не может. Деньги и нравственность сожительствовать не могут. А вообще-то не Серебровский, а деньги - главный герой романа. Их страна не имела все годы советской власти. В СССР даже торговли не существовало - одно распределение. А рубли были не деньгами, а талонами на приобретение плохой еды и паршивой одежды. Нам прививалась лживая коммунистическая идеология безденежного общества, бескорыстного творческого труда. Человек, интересующийся суммой вознаграждения, выглядел личностью неприличной, хищником каким-то. Говорить о деньгах вообще считалось дурным тоном.
- Значит, идея романа родилась из бытовых проблем братьев Вайнеров и их знакомых?
- В очень значительной степени. В конце восьмидесятых наши друзья говорили, что демократизация общества - это хорошо, только вот бы еще и деньги были. И они были. Правда, исключительно у тех, кто не исповедовал "нужную" идеологию, а еще при советской власти прекрасно обеспечил себя отечественной и зарубежной валютой. Среди таких людей были в основном партийные и комсомольские боссы. Вот откуда взялись олигархи. Меня как писателя заинтересовал денежный фактор нашей жизни. По-моему - деньги такая же стихия, как любовь, ненависть, дружба. Это духовно-материальная стихия огромного масштаба, оказывающая гигантское влияние на существование общества.
- То есть роман о деньгах?
- О деньгах. И о людях, играющих в крутую человеческую игру, - зарабатывание денег.
- Откуда пришла идея сделать героями романа друзей детства: олигарха, мента и киллера?
- Деньги всем управляют, киллеров все боятся, а работник правоохранительной сферы - объект борьбы страха смерти и власти, некое средостенье двух роковых стихий.
- А с олигархами вы знакомы?
- Знаком, причем не только с российскими. Знаю и некоторых американских. В том числе Джорджа Сороса.
- Они и в самом деле управляют странами и континентами?
- Конечно. Другое дело, что управляют, так сказать, не в персональном качестве. Они представляют определенные властные группы, которые и делают все это. Скажем, наш Рем Вяхирев представляет группу энергетических магнатов, а не действует исключительно сам по себе.
- В последние годы киллеры стали главными героями литературы, газет и телевидения. Вот и вы выписали своего героя интересным человеком...
- Обаяние ужаса несомненно. Киллер - это не только преступник, злодей. Это человек, который принимает на себя представление о Божьей воле, о воздаянии и возмездии. Он имеет мистическую власть над судьбами. Между прочим, ни одного профессионального киллера у нас еще не поймали и не посадили. А вообще-то злодейство само по себе привлекать не может. Никого, кроме темных духом людей.
- Еще один ваш герой - работник милиции. Человек он честный и неподкупный. Сами-то вы верите в реальность своего героя?
- Верю и знаю таких. Я говорю о тех, кто не преступает закон Божий в душе. И присягу принимает не столько тому, что написано на бумаге, сколько самому себе. Присягу на борьбу со злом, а не на сверхпунктуальное исполнение служебных инструкций. Не было бы сегодня у нас таких людей - правопорядок в России бы просто рухнул, а люди оказались бы перед лицом разнузданного зла.
- Почему же роман называется "Умножающий печали"?
- Это уже чистая конкретика. Постараюсь объяснить. Дело в том, что наши новые богатые взяли себе огромные деньги. А деньги дали всем нам новые знания. Умножив знания о деньгах, мы умножили и свои печали, как это говорилось в одной древней и умной книге.
P.S. Книга Георгия Вайнера вышла с оригинальной обложкой. Ее название набрано мелким шрифтом, а фамилия автора - самым крупным. Потому что Вайнер - это бренд. Только легальные тиражи книг, подписанных этой фамилией, превысили 30 миллионов экземпляров. И это еще не итог. Братья-писатели теперь уже вместе заканчивают работу над продолжением романа "Эра милосердия". Глеба Жеглова в нем уже не будет. Зато будут другие герои уголовного розыска послевоенного 47-го года, другие преступники, а также Генералиссимус Сталин и его министр финансов Зверев.