0
884
Газета Персона Интернет-версия

17.02.2000 00:00:00

"Министр правды" раскрывает секреты


-CРЕДИ руководителей МПТР немало чиновников, пришедших "во власть" из бизнеса. Какие цели при этом преследовали вы и ваша команда?

- Ну, во-первых, биографический спектр руководителей МПТР России достаточно широкий. Среди нас есть люди, имеющие и богатый опыт государственной деятельности - в структурах как исполнительной власти, так и законодательной, работавшие ранее в ФСТР, Госкомпечати, Государственной Думе, есть люди, сумевшие проявить себя и в самостоятельном деле. Кроме того, как вы знаете, по-английски business означает "дело". Всем известно, что я пропагандирую командную игру. Команда людей, пришедших со мной на работу в министерство, формировалась прежде всего из "людей дела". Она сформировалась и работает на интересы государства и его развитие.

Не секрет, что после развала системы централизованной экономики, резкого снижения бюджетного финансирования, создания и бурного развития телерадиокомпаний, издательских и полиграфических предприятий всех форм собственности и, как следствие, возникновения сильнейшей конкуренции государственный отраслевой сектор стал регрессировать. Государство, являясь крупнейшим собственником и владельцем колоссального ресурса, никак не могло научиться эффективно им управлять. Решить эту проблему - вот задача, которую ставит перед собой министерство, причем решить не за счет ущемления интересов других участников рынка (условия для всех должны быть одинаковы - и это еще одна из наших задач), а за счет внедрения эффективных методов управления государственными ресурсами. Одним из таких примеров является создание единого производственно-технологического комплекса (ЕПТК) государственных электронных средств массовой информации на базе ВГТРК, региональных государственных телерадиокомпаний и предприятий связи. Несмотря на скепсис многих в отношении этого проекта, холдинг построен и стабильно функционирует.

- В этой связи как вы прокомментируете кадровые перестановки в руководстве ВГТРК?

- Олег Добродеев известен и как отличный журналист, и как прекрасный организатор. Эти его качества на ВГТРК были оценены по достоинству еще в 1990 году. Ведь он был одним из главных создателей информационной службы "Вестей" на РТР. Поэтому его приход на ВГТРК я бы назвал скорее возвращением. Уверен, что под его руководством канал "Российского телевидения" обретет новую динамику и получит мощный творческий импульс. Эта уверенность подкрепляется и тем, что Добродеев уже привлек к обновлению "Вестей" такого известного профессионала-информационщика, как Раф Шакиров, который в свое время смог создать отличную газету. Думаю, что он прекрасно справится и с новой работой.

- Зачастую вам по долгу службы приходится оказываться в эпицентре информационных войн. Предвидите ли вы новые вбросы "копромата", в том числе на себя, и как намерены этому противостоять и как чиновник, и как частное лицо?

- К сожалению, информационные войны неизбежны, когда сталкиваются интересы противоборствующих группировок, владеющих мощными СМИ. В таких вполне естественных симптомах проявляется детская болезнь свободы слова и демократии. Рецепт лекарства известен: стабильность и согласие в обществе, эффективная законодательная база и четкая работа судебной власти. Несмотря на сложные политические процессы, в последнее время в обществе наметились ростки консолидации, граждане все чаще обращаются за защитой в судебные инстанции. Кроме того, снизилась и "эффективность компромата", сыграл свою роль известный синдром привыкания общества. Поэтому, с моей точки зрения, ожидать крупномасштабных информационных войн, которые раскололи бы общество на поляризованные группы, вряд ли стоит.

Министерство в своей деятельности может руководствоваться только законодательством Российской Федерации. Федеральный закон "О средствах массовой информации" является одним из самых демократичных в мире, практически не оставляя государству каких-то рычагов воздействия на этот процесс, поэтому и ресурсов реагировать у меня как чиновника не так много. Но все, что регулируется законом, нами тщательно отслеживается и - по закону же - нами регулируется. Мне уже приходилось неоднократно заявлять, что сам по себе "слив компромата" на политиков нарушением законодательства не является. Противозаконна, например, клевета. Но доказать факт клеветы должен суд, а не министерство. Именно суд решает, кто виноват и каким должно быть наказание.

Второй аспект этой проблемы - этический - не может регулироваться законодательно. Здесь я могу заверить, что мы, безусловно, являемся противниками информационного "киллерства", считаем это глубоко аморальным явлением.

- Тем не менее вы, насколько я знаю, не реагируете на обвинения в свой адрес.

- Не вижу смысла. Прежде всего потому, что это неправда. Негативные статьи, которые обо мне публикуются, в основном заказного характера. Поэтому журналистской деятельностью это назвать невозможно. Очевидно, что действуют известные коммерческие либо политические интересы, а их выразители - журналисты и соответствующие СМИ.

Печально, конечно, но столько еще всего необходимо сделать созидательного, что не хочется тратить время и эмоции на суды. Да и зачем "раскручивать" с помощью моего имени не самых талантливых журналистов и ангажированные издания? В целом же задача министерства и моя как министра - жестко отстаивать одно из самых значительных достижений Новой России, свободу слова. Каждое СМИ имеет право высказывать свое мнение. Большинство журналистов делает это достаточно профессионально. Но иногда, конечно, жалко читателей.

- Будет ли в ближайшее время изменен порядок регистрации и лицензирования печатных и других видов СМИ?

- Лицензированию СМИ, независимо от их формы - печатные, или электронные, - в соответствии с Законом "О средствах массовой информации" вообще не подлежат. Для них предусмотрена процедура регистрации, что гораздо проще, дешевле и быстрей. Менять этот порядок вопреки закону мы не можем, да и не хотим. Вообще я считаю, что за последнее десятилетие века удалось заложить весьма неплохую законодательную основу для развития СМИ. Конституция РФ четко и ясно гарантирует свободу массовой информации и запрет цензуры.

Очень - не поленюсь повторить - демократичен и Закон "О средствах массовой информации". На этой базе в России зарегистрировано почти восемь тысяч электронных СМИ и свыше 34 тысяч СМИ печатных. Другое дело - дальнейшее развитие и усовершенствование законодательства в области СМИ. В частности, мы пытаемся найти подходы к определению правового статуса СМИ в Интернете. Но сейчас рассуждать на эту тему было бы преждевременно, поскольку существует множество равноправных и одновременно противоречащих друг другу точек зрения на эту проблему.

Прозвучавший вопрос о лицензировании относится уже не к СМИ в целом, а к некоторым способам их распространения. Например, теле- и радиовещанию. Благодаря усилиям нашего министерства начала наконец функционировать система конкурсного распределения частотного ресурса для радио и телевидения

в городах с населением свыше 200 тысяч человек и в столицах субъектов Федерации. Если раньше получение лицензии на право теле- и радиовещания зависело лишь от позиции чиновника, то теперь вопрос решается в честном, открытом соревновании.

Сейчас мы разрабатываем проект положения о лицензировании телерадиовещания в небольших городах и населенных пунктах. Эту процедуру мы планируем значительно упростить.

В целом существующая нормативная база, определяющая порядок лицензирования в отрасли, несовершенна. Поэтому мы активно работаем над этим вопросом: уже подготовлены проекты положений о лицензировании таких видов деятельности, как производство и распространение аудио- и видеопродукции, фонограмм, издательская деятельность, производство защищенных бланков.

- В последнее время ведутся разговоры о якобы готовящемся постановлении правительства, где под сетевым средством массовой информации понимается размещаемая в электронной форме в Интернете (и других сетях) совокупность периодически обновляемых информационных сообщений и материалов, предназначаемых для неопределенного круга лиц и так далее., то есть под понятие "сетевого СМИ" подпадают практически все виды сайтов. Вводится новый порядок регистрации (со значительными взносами) и возможность фактически произвольной приостановки деятельности того или иного ресурса. Соответствуют ли эти слухи истине, а заявления - действующему законодательству? Ваш комментарий.

- Хорошо известно, что во всем мире Интернет является саморегулирующимся образованием и все попытки со стороны государства каким-то образом поставить под контроль функционирование сети обречены на провал. В то же время нельзя не признать, что вседоступность и вседозволенность рано или поздно приводят к существенным проблемам. Нельзя отрицать существование в Интернете проблемы распространения, например, порнопродукции. Вопросы регистрации доменных имен, защиты авторских прав и товарных знаков, коммерческой деятельности с учетом возможности строительства финансовых пирамид также не являются простыми. Может ли кто угодно зарегистрировать сайт под именем Russia.ru или Coca-cola.ru или нет? Например, сайт под именем Putin.ru уже зарегистрирован некоей компанией и предлагается на продажу.

Интернет-сообщество является таким же обществом, как любое иное. А значит, рано или поздно возникает потребность в регулировании взаимоотношений членов этого общества, защиты общественных интересов и т.д.

Хочу заметить, что одним из первых действий только образованного Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций было проведение открытой встречи с основными провайдерами Рунета, на которой были обсуждены перечисленные проблемы и поставлены соответствующие вопросы.

Теперь если говорить более конкретно, то в настоящее время в качестве первого шага будет рассматриваться вопрос о выделении и использовании доменных имен в Рунете, но рассматриваться он будет опять же с учетом мнения провайдеров и пользователей российского сегмента сети Интернет. Что же касается регистрации "со значительными взносами" или "произвольной приостановки деятельности того или иного ресурса" - то это полная чушь, в такой постановке вопрос даже не обсуждался.

- Как будет строиться работа по основным направлениям деятельности МПТР во время грядущей президентской кампании?

- Примерно так же, как и во время думской. Есть Закон "О выборах президента Российской Федерации", где разъяснено, как должна строиться агитация в СМИ. Основная наша задача - совместно с Центризбиркомом следить за соблюдением законодательства в этой области и, при необходимости, принимать быстрые и эффективные меры.

В МПТР России есть Управление государственной инспекции по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. На период предвыборной кампании работа этого управления несколько переориентируется в режим мониторинга хода агитации в СМИ. Активное участие в этой работе примут и 20 территориальных управлений министерства.

Однако, должен сказать, у меня есть ощущение, что в ходе этой предвыборной кампании мы уже не будем сталкиваться с таким количеством нарушений законодательства, как это было при выборах депутатов Думы. Не последнюю роль в этом играет продемонстрированная твердая позиция МПТР - за нарушения закона мы наказываем и будем наказывать, невзирая на лица.

В то же время мы не рассматриваем предвыборный период как нечто особенное. И мы будем продолжать выполнять стоящие перед нами задачи, как и в любое иное время.

- Как вообще вы могли бы сформулировать государственную позицию, основы государственной идеологии в области СМИ?

- Учитывая масштабы нашей страны и степень самостоятельности субъектов Федерации, одной из сложнейших задач государства является сохранение единого информационного пространства. Его можно сохранить, только если неукоснительно придерживаться замечательного конституционного принципа свободы получения и распространения информации в сочетании с недопустимостью злоупотребления этой свободой.

Когда, например, 98,8% населения страны имеют возможность смотреть телеканал ОРТ - такое информационное пространство является практически единым. Но когда местные власти волевым решением отключают какую-либо из программ ОРТ в своем регионе, то информационное пространство становится дырявым. Этого министерство допустить не может!

Еще одной важной задачей - и это не раз подчеркивал Владимир Путин - является создание равных конкурентных условий для предприятий всех форм собственности. Это значит, мы должны разработать своего рода правила игры и, естественно, следить за их выполнением.

Наконец, министерство должно делать все возможное для развития предприятий тех отраслей, которые курируются министерством. В этой сфере есть свежий пример. По нашей инициативе принят закон об изменении механизма экономической поддержки районных и городских газет. Во-первых, мы добились существенного увеличения бюджетных средств на эту поддержку. Во-вторых, теперь государственная помощь пойдет из министерства непосредственно в газеты, а не через бюджеты субъектов Федерации, как прежде. И в-третьих, нам удалось добиться того, что впервые за последнее время в 1999 году эти деньги были реально выделены.

В отличие от прессы книгоиздание достаточно уверенно стоит на ногах и представляет собой один из реальных сегментов рынка. Задачи министерства здесь очевидны: во-первых, создать грамотное нормативное поле для функционирования всех субъектов издательского бизнеса разных форм собственности, иными словами, создать условия для конкуренции в издательской среде; во-вторых, обеспечить квалифицированное управление подведомственными государственными издательскими предприятиями, превратить их в базовые предприятия по тем тематическим направлениям, которые находятся сегодня в русле государственных интересов.

В целом же, думаю, настала пора включить механизмы государственного протекционизма по отношению к отечественному производителю. Применительно к электронным СМИ это относится и к производителям телевизионных программ, фильмов, радиопередач, разработчикам новой техники и технологии. Осуществляя государственное регулирование в области лицензирования телерадиовещания, нам пора обратить самое пристальное внимание на потребность общества в программах для детей и юношества, программах о культуре и религии, других социально значимых проектах. Кстати, до некоторой степени исходя из этих соображений, на уже упоминавшемся конкурсе по распределению частот мы предоставили возможность радиостанции "Маяк" и радио "Спорт FМ" начать вещание в Москве в FM-диапазоне. Применительно к печатным СМИ - это и вопрос огромного давления производителей бумаги на отрасль, и отсутствие действенной федеральной системы книготорговли, и проблемы с распространением СМИ.

- Ваше ведомство часто называют министерством пропаганды. Что предпринимается в плане пропаганды здорового образа жизни, поддержки разнообразных социальных программ, в частности антинаркотической? В последнее время даже социальная реклама практически исчезла с экрана ТВ.

- Антинаркотическая программа чрезвычайно необходима нам сегодня, как, впрочем, и масса других социальных программ. Те социальные программы, которые начинались в средствах массовой информации, проходили в основном до середины 1998 года - когда у СМИ были свободные средства. К сожалению, после дефолта такие ресурсы истощились. Мы пытаемся что-то делать в этом отношении и говорим со СМИ по поводу создания специальных блоков социальной рекламы. Но усилиями одного ведомства проблем не решить.

К сожалению, сейчас общество в основном занято политическими проблемами. Кроме того, сегментарно и ведомственно невозможно осуществить полномасштабную пропагандистскую кампанию. Запустим опять три ролика - они будут долго крутиться, но в течение трех недель произойдет привыкание и на них перестанут обращать внимание. Точно так же нам говорят - надо бороться со СПИДом! Ну хорошо! А какую профилактику проводят другие ведомства, какие созданы механизмы, где, в конце концов, можно провериться? Помните "Огонек-АнтиСПИД", акцию "Против наркотиков"? Визуально создается образ какого-то действия, но внутренне ничего не готово. А надо подходить комплексно. Если мы начнем действовать сейчас в одиночку, то Минздрав, скажем, окажется в этот момент не готов нормально обслуживать людей - даже тех, которые хотят добровольно прийти лечиться. Можем мы нарваться и на реальную критику. Пропагандистская кампания должна быть подкреплена реальными возможностями. Поэтому хорошо это или плохо - но требуется месяца три-четыре для разработки полноценной государственной программы. Нужно взаимодействие с Комитетом по делам молодежи, Минкультом, МВД. Частные, разовые акции могут жить, но эффект в лучшем случае - минимальный.

- Под вашим началом объединены разные отрасли - книгоиздание, электронные и печатные СМИ. Будет ли министерство проводить государственную политику по поддержке книгоиздательского процесса в печатных и других СМИ?

- Безусловно. Не стоит повторять общие слова насчет "самой читающей страны в мире", тем более что точными статистическими данными на этот счет мы не располагаем. Но что чтение у нас - национальная традиция, это бесспорно. При этом важно, чтобы любой гражданин страны имел доступ к книгам, которые ему интересны и которые обеспечивали бы формирование и развитие его личности. Роль средств массовой информации в этом процессе чрезвычайно велика.

- Как профессионал ТV-бизнеса как вы относитесь к отсутствию в сетках вещания общенациональных телеканалов нерекламных книжных программ (в последнее время возобновлена, кажется, единственная - "Графоман" на канале "Культура")?

- Как можно к этому относиться? Конечно, безобразие. Телевидение должно иметь возможность для объективного, коммерчески беспристрастного разговора о новых книгах. Это в интересах всего читающего населения страны. Коммерческая реклама, бесспорно, имеет право на существование, но разговор о книжных новинках не должен ограничиваться исключительно ею. Сейчас мы работаем над созданием телевизионной программы, в основу которой лягут еженедельные поступления сигнальных экземпляров в министерство. И это, как правило, самые свежие книги! Такой материал не должен пропадать.

- Каковы сегодня приоритетные направления поддержки отечественного книгоиздания, в том числе в рамках Федеральной программы книгоиздания? Кто разрабатывает эту программу, как формируется экспертный совет?

- Приоритетные направления сегодня - это учебная литература, научная литература, научно-техническая литература, литература общественной тематики, воспитывающая представление о России как многонациональной державе, уважение к культуре других наций и национальностей, толерантность, веротерпимость и миролюбие, активную гражданско-правовую позицию, нравственность. Не забываем мы и о художественной литературе, о литературе для детей и подростков, справочно-энциклопедической литературе, литературе по культуре и искусству, литературе к знаменательным датам. Все эти направления будут представлены в Федеральной программе поддержки книгоиздания 2000 года. А наполняют программу конкретным содержанием непосредственно издательства, присылающие заявки на участие в ней. Приоритетные направления программы были объявлены в первом номере газеты "Книжное обозрение" за 2000 год. Сейчас в министерство ежедневно поступают горы заявок, одна их первичная обработка - огромный труд. Экспертной комиссии, объединяющей представителей различных областей знаний, научных институтов РАН, руководителей ведущих библиотек страны, писателей, общественных деятелей и деятелей культуры, предстоит нелегкая работа.

- Намерено ли министерство уделять внимание международному представлению России как книжной державы, в частности, на крупнейшей Франкфуртской книжной ярмарке, где многие годы отсутствует национальный стенд России?

- Я бы не сказал, что стенд России во Франкфурте тотально отсутствует. Стенд отсутствовал только в 1998 году, через два месяца после августовского дефолта. Другое дело, что тот коллективный стенд, который представлен во Франкфурте, не соответствует нашему представлению о национальном стенде. Национальный стенд - это не просто группа издательств на общем стенде, это единая продуманная концепция, единый дизайн, тщательно продуманный монтаж, информационная стойка, где посетитель может получить информацию, назначить встречу, передать письмо или приглашение конкретному лицу. Вот этого до сих пор не было, и наша задача такой стенд во Франкфурте создать, чтобы за державу обидно не было.

- Госкомитет по печати, преемником которого является ваше министерство, был учредителем ряда изданий, в том числе упомянутой уже отраслевой газеты "Книжное обозрение". В какой степени это учредительство на сегодня номинально и будет ли министерство далее участвовать в судьбе газеты?

- Отраслевые издания входят в сферу наших интересов. Если конкретно говорить о "Книжном обозрении", то на сегодняшний день газета эту функцию выполняет не в полном объеме. Ей необходимо помочь, причем не столько материально, сколько профессионально. В былые времена это была весьма читаемая, уважаемая газета. Базовый ресурс сохранился, но уровень издания необходимо поднимать. Необязательно газете становиться рупором министерства, но трибуной для столкновения профессиональных мнений она быть обязана, как бы ни привлекательно было печатать вместо этого откровенную или скрытую рекламу.

- На официальном сайте правительства РФ среди ваших увлечений названы книги, охота, оружие.

- Действительно, я коллекционирую старинное оружие, в основном холодное. И собираю давно. Как и книги. Из книг увлекаюсь, в основном научно-популярной литературой, энциклопедиями, справочниками по различной тематике. Тематика во многом зависит от сферы моей деятельности. Удивитесь, но я вообще люблю читать энциклопедии как романы. Хотя в отпуске обожаю читать хорошую литературу. А охотился я последний раз года полтора назад...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1268
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3140
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2232
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1787

Другие новости