0
1423
Газета Персона Интернет-версия

10.02.2000 00:00:00

Эдуард Успенский: "Детской литературы у нас нет! И неизвестно, когда появится"


-КТО ВАШ Бог в литературе?

- Два бога - Чуковский и Пушкин. Чуковский первым повернулся к детям - без сюселек-масюселек. Правда, его "Муха-Цокотуха" сегодняшним гуманитариям не очень нравится: много крови! Когда я читал своей трехлетней дочке:"Муха, Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо..." - ей совсем не понятны слова "цокотуха", "брюхо", "позолоченное", "денежку нашла"... Зато она повторяла: "Муха, муха, ба-ба..."

- Пушкин - это традиционная дань уважения?

- У Пушкина прекрасные сказки - "О золотом петушке", "О рыбаке и рыбке"...

- Почему книжки Успенского так легли на душу народу?

- Я долго думал над этим и пришел к выводу: я пишу, ориентируясь не только на ребенка, но и на всю семью. Поэтому взрослые начинают находить в моих книжках какие-то намеки на что-то известное только взрослым. Например, я пишу: "В магазине в мясе костей больше!" Дети этого не понимают, а родители ловят смысл налету. Зато дети понимают фразу: "Сейчас найдут клад". Ребенок рассуждает: сейчас возьму лопату, пойду и найду клад. Родители же смеются: вот еще, пойдут и сразу найдут клад! Родителям смешно, и поэтому они с удовольствием это читают... Мне кажется, в моих книжках есть витамин жизни. Когда меня спрашивают, кто мой любимый читатель, я отвечаю: ребенок лет шести, который полез на шкаф за вареньем и опрокинул банку. Пришел отец, хочет его отлупить, но у мальчика температура под 38. Поэтому отец достает мою книжку и начинает ее вслух читать. И они вместе смеются.

- В чем секрет популярности ваших героев - Чебурашки, Дяди Федора, Старухи Шапокляк, Кота Матроскина?..

- Могу объяснить только насчет секрета Чебурашки (с остальными героями сложнее). Обычно дети любят сильных героев: Соловья-Разбойника, пиратов, Илью Муромца. Сильный герой всегда привлекает, он потенциальный защитник. А Чебурашка очень слабое, беззащитное существо. И в этом - секрет его успеха. Рядом с ним ребенок сам чувствует себя сильным. Чебурашка тем и привлекает детей, что его надо опекать, о нем надо заботиться.

- А что означает "Чебурашка"?

- От забытого слова "чебурахнуться", что значит "упасть". Игрушки Ваньки-Встаньки звали "чебурашками". По крайней мере, насколько мне известно. Помню, однажды я увидел маленькую красивую девочку, На ней была огромная - явно не по росту! - шуба. Она очень гордилась своей шубкой и так важно вышагивала по улице. При этом на каждом шагу наступала на подол и падала. Так и появился Чебурашка.

- Давайте вернемся в вашу молодость. Трудно ли вам было входить в детскую литературу, а потом в ней существовать?

- Очень трудно. Команда Михалкова и Алексина охраняла вокруг себя землю, чтобы, не дай Бог! не прорвались способные люди. Помнится, в те времена за 20 лет в детской литературе не появилось ни одного (!) нового имени. А если появлялось, его немедленно вычеркивали из всех издательских планов под предлогом "идеологической невыдержанности". Даже не хочется вспоминать. Барто не давала мне рекомендацию в Союз писателей, говорила, что я - опасный человек и могу подвести ее своими непредсказуемыми поступками. Мне принесли известность мультфильмы. Я хотел печатать книжки, но многие годы вынужден был писать в стол. Наконец, помог Борис Заходер. Каким-то рывком он вырвал меня вперед. Вообще-то, я вошел в детскую литературу чисто случайно. Я выступал как юморист, и у меня выходили юмористические книжки - совместно с Аркановым. Мои детские вещи в издательствах печатать не хотели: мол, пишу не стихи, а считалки! Потом я резко бросил писать юмористические рассказы. Мне звонили из редакций: "Эдик, дай рассказик!" - "Я уже не пишу!" - "А что ты пишешь?" - "Детские стихи!" - "Неси их нам!" Юмор был в те времена под запретом, и детские стихи шли как суррогат юмора. В один год меня стали печатать в "Литературке" и передавать в "Добром утре". Не издав ни одной детской книжки, я стал знаменитым детским писателем! Михалков и Алексин сделали все, чтобы у меня ничего не выходило в издательствах (за 12 лет у меня вышла всего одна книжка!), тем не менее у меня уже было имя. Имя детскому писателю делают... родители. И "взрослые" издания. Не какой-нибудь журнал "Пионер" или "Мурзилка": отдашь туда повесть - проваливается, как в бездну! Зато прочитают главу в радиопрограмме или опубликуешься во "взрослом" журнале - звонит пол-Москвы и вся страна! В наши дни молодым детским писателем быть очень трудно. Труднее, чем было нам. В прежние времена можно было походить по редакциям, попить с редакторами водочки - глядишь, напечатали! В зависимости от степени своего холуйства ты мог продвигаться все выше и выше. Сейчас сложнее. Журналов детских нет, передач детских нет. Тот же Андрей Усачев пробивается с трудом. Ведь искать талант и раскручивать его - дело издательства. Это издательство должно толкать молодого писателя на радио и ТВ, растить смену. Если издательство "РОСМЭН" вырастит какого-нибудь хорошего парня, оно потом всю жизнь будет с него получать деньги!..

- Eсть ли у вас друзья? И вообще, можно ли в литературе дружить?

- Безусловно! Некрасов тащил Белинского и Тургенева. Тургенев тащил Толстого. Хотя, по правде сказать, литературная среда - мерзкая среда. Во всяком случае, та, большевистская, в которой я находился: стукачи,трусы и рабы. Никто не бунтовал, отбили охоту бунтовать. Что уж тут поделаешь?.. А вообще-то я много лет дружу с Григорием Остером; Андрей Усачев - также мой приятель. Писатели держатся кланами. Одна команда - прохановские идиоты. Другая команда - поэты! - евтушенковская. Детские писатели тоже разделились на несколько кланов (я, правда, в них не могу разобраться).

- Какую бы оценку вы поставили нынешней детской литературе по пятибалльной школьной системе?

- А ее практически нет, детской литературы! Сейчас идут в основном переиздания, слава тебе Господи! Время для родителей самое хорошее: можно купить любую детскую книжку любого нашего и западного писателя. Детской литературы как таковой у нас, повторяю, нет! И неизвестно, когда она появится. В прежние времена команда Михалкова писала с позиций педагога, учителя, наставника, политического лидера. Мы стали писать не с высоты пионервожатого, а с положения "мы - свои"! Что будет делать следующее поколение детских писателей, не знаю.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Доктор Ида

Доктор Ида

Татьяна Маргулис

Не знаю, как остальные, но мы точно не умрем

0
1203
Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Концерт пройдет 20 апреля на сцене Кремлевского дворца

0
1973
Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Концерт пройдет в рамках цикла «Время, вперед!» в музее «Новый Иерусалим»

0
2016
У Дели есть свой человек в Вашингтоне

У Дели есть свой человек в Вашингтоне

Владимир Скосырев

Вице-президент США посетит Индию с супругой

0
2817

Другие новости