- Программа "Графоман" возобновлена после значительного перерыва. Что изменилось?
- Сейчас передача выходит на канале "Культура". Задумана она была еще в то время, когда существовали "Российские университеты", просветительский канал, и первое время выходила именно там. Потом, когда вместо "Российских университетов" появилось НТВ, она транслировалась каждый будний день на НТВ, и уже после этого - на РТР. Теперь - и я считаю это логичным - передача идет на канале "Культура". Изменился хронометраж - она длится полчаса, и вместо ежедневной программа стала еженедельной. Более полутора лет наша передача вообще не выходила - и я был бы рад, если за это время на каком-то из центральных каналов придумали что-то новое о книгах... Пока это не произошло.
- Так что повторяется прежняя идея?
- Теперь мы можем более или менее подробно рассказать о шести книгах, а не о трех-четырех, как ранее. Книги могут попадать и в новостные сюжеты, так, например, мы уже рассказывали о первой книге стихов известного переводчика с испанского Павла Грушко и поэтической книге Анатолия Наймана. Как ни странно, в России его стихи, в отличие от прозы, практически не издавались... И гости программы тоже связаны с книгой - даже если это известные актеры или политики.
Так что мы повторили прежнюю модель "Графомана". Любая новизна требует новых модификаций, затрат. У канала "Культура", помимо многих, есть одно неоспоримое достоинство - на нем нет никакой рекламы. Но это сказывается и на той аудитории, которая у канала имеется, - она иная, чем на НТВ и даже РТР┘
Понятно, что программа, выходящая раз в неделю, должна быть одновременно и информационной, и аналитической. Делать "совсем" аналитическую передачу, скажем, как "Большие деньги" на НТВ, нам пока трудно.
- А как программа относится к рекламе?
- В нашей программе, к моему сожалению, рекламных материалов нет. Безусловно, нет и косвенной рекламы. Некоторые люди с телевидения, во всем видящие так называемую "джинсу", демонстративно считают, что, рассказывая о книгах, мы делаем этим книгам и выпускающим их издательствам рекламу. Это, безусловно, дикая глупость. Если ТВ рассказывает о театральной премьере - это же не воспринимается рекламой театра, режиссера или драматурга. Это - культурное событие. Равно как и выход книги.
Что же касается собственно рекламы в книжном бизнесе, то это тема особенная. Я могу вкратце пересказать суть беседы, которую вел недавно с одним из крупнейших отечественных издательств "Эксмо". Руководители фирмы утверждают, что никогда не платили и не будут платить за рекламу своей продукции, мол, все газеты и так пишут рецензии на их книги... То есть те стандартные 3-5% от прибыли, которые обычно закладываются на рекламу в бюджет любой компании, это издательство использовать на рекламные нужды не намерено. И мои объяснения того, что издательство, экономя эти три процента, рубит сук, на котором сидит, восприняты были со смехом. А ведь эти деньги, пущенные на рекламу книг в специализированных изданиях, типа "Книжного обозрения" или "Ex libris НГ", принесли бы рекламодателям не столько сиюминутную пользу, сколько пользу на перспективу. Что делает ваша газета или моя программа? Мы формируем круг читателей, причем читателей не элитарной, но и массовой литературы... Читателей вообще, как социальной прослойки. Исчезни мы, этот круг еще больше сузится. Ведь вашу газету читают не только рядовые читатели, которых, конечно, много, но и специалисты, профессионалы, библиотекари - те, кто непосредственно формирует рынок. Кроме того, сейчас уже прошло время стотысячных тиражей, характерных для СССР. Если женский роман выходит тиражом в 10-15 тысяч, а раньше для него был возможен тираж 200 тысяч, мы понимаем, что людей, которые хотели его прочитать, стало гораздо меньше.
- А может (я провоцирую отчасти) мы вообще никому не нужны - ни "EL-НГ", ни "Книжное обозрение", ни передача "Графоман"?
- Это только кажется... Я, правда, еще не очень точно представляю аудиторию канала "Культура" и его охват. Но когда передача выходила на РТР, мы получали огромное количество писем из самых дальних уголков страны, о которых я даже и не подозревал. И рейтинг был от 3 до 5 % (а такой и для художественного фильма неплох). Так что, делая передачу, мне хочется с ее помощью просветить любопытствующих, главным образом тех молодых зрителей (а они есть), которые идут в магазины, но не знают, какую книгу купить и о чем она. Ведь нельзя не признать, что квалификация у книжных продавцов сейчас отсутствует, кажется, вовсе. Они - в своем большинстве - ничего вообще не знают о товаре, который продают.
- Мне вообще удивительно, что канал "Культура" решился все-таки пристроить у себя некоммерческую книжную программу.
- Государство у нас сегодня специфическое, строящее свой вариант советского капитализма. Телевидение является в нем единственным идеологическим рычагом. И, естественно, оно используется прежде всего для того, чтобы наиболее эффективно влиять на общество. Чтобы люди, живя в нищете, тем не менее получали от этой нищеты свое удовольствие (то есть телевидение - самое массовое психотропное средство). Книги тут не помощник, а скорее - враг, будоражащий сознание обывателя, так что если и есть на других каналах книги, то только за деньги. Крупнейшие книготорговые организации в этих "магазинах на диванах" рекламируют свою собственную ущербную продукцию. Даже более или менее сносные с точки зрения текста книги очень плохо исполнены полиграфически, не имеют никакого справочного аппарата - но об этом в такой программе не может быть сказано по определению. Фактически это просто выманивание денег у клиентов.
Уже упомянутое издательство "Эксмо" пошло другим путем - оно ведь хотело на протяжении многих лет иметь такую же рекламную программу. Но все места были уже заняты. И тогда они стали одними из сопроизводителей фильма по Александре Марининой, выпуск которого на кассетах и по ТВ тоже стал эффектным рекламным ходом, но не прямым, а косвенным. То же и с издательством "Вагриус" - я ни разу не слышал, чтобы оно что-то оплачивало. Но в конце концов все придет к тому, что прямая реклама книг станет такой же естественной данностью, как и реклама всего остального.
- Пока же ни издатели, ни государство, кажется, не очень-то стремятся к пропаганде чтения как такового.
- Ну вот и.о. президента похлопал по плечу господина Шойгу - и "Медведь" прошел в Думу и занял там лидирующее место. А если бы Путин съездил в библиотеку, это было бы, безусловно, позитивно и для его имиджа, и для финансирования тех же самых библиотек.
Все зависит от того, чего государство собственно хочет. На мой взгляд, оно хочет, чтобы народ сидел и не обращал внимания на то, как олигархи разворовывают его собственность. Я говорю, конечно, клишированными словами, но именно такими фразами и идеями пронизаны почти все отечественное телевидение и пресса...
А мне лично хотелось бы, чтобы это самое государство заботилось о том, чтобы его народ становился просвещенным, интеллигентным, культурным, чтобы мы жили в нормальных - не европейских даже, а просто в человеческих условиях. Но если государство начнет это декларировать, оно будет обязано выделять культуре деньги, платить зарплату учителям, формировать библиотеки книгами, поддерживать бывшие государственные издательства и федеральные программы по книгоизданию и прочее... Но ведь ни разу ни господин Ельцин, ни господин Путин не сказали, каким они хотят видеть "свой народ".
Французы меня сравнивают с Бернаром Пиво, и наша передача - своего рода аналог его "Апострофа" (гораздо худший, но все же┘). Когда французам это говоришь, они начинают радоваться, хлопать в ладоши, ведь Бернар Пиво - ведущий самой известной французской книжной программы, это национальная фигура, уникальный человек. Некоторое время, пусть только в их глазах, я тоже оказываюсь таким вот уникальным...