- Самый частый вопрос сотруднику книжного издания - об отборе книг. Каков принцип выбора книг на рецензию в вашем издании?
- Многие книги говорят сами за себя и не нуждаются в обсуждении: благодаря автору или предмету разговора они автоматически попадают в список рецензируемых. Например, биография Рональда Рейгана, рецензия на которую появится через неделю (разговор с редактором состоялся 4 октября 1999 года - Г.Ш.).
Что касается остальных книг, то здесь мы полагаемся на свой отбор из потока, который поступает в редакцию: а это около 50 тысяч книг в год или около тысячи в неделю. Возможно, мы уделяем немного времени каждой книге, но зато каждая книга попадает в наше поле зрения. В целом же мы пытаемся писать о книгах, который рассчитаны на обширную читательскую аудиторию. Это, конечно, не значит, что мы не пишем о книгах, изданных в университетах, просто в первую очередь я пытаюсь дать набор тем. Поэтому каждую неделю я нуждаюсь в рецензиях на биографии, художественную и научную литературу, политические издания и так далее. Мы пытаемся охватить как можно больше, поскольку читатель нашего издания чаще всего не является читателем рецензируемых книг, но в то же время остается заинтересованным в информации о том, что происходит на книжном рынке. Поэтому одна из функций нашего издания - быть в том числе и чем-то вроде журнала.
- Читая ваше издание, я поражался его жанровой непредсказуемости. Сегодня на первом месте - политика, завтра на этом же месте чья-то биография, что будет на следующей полосе - неизвестно. Какова же структура вашего издания?
- Что-то вроде сэндвича. То есть для каждой недели мы ищем определенный набор закусок, который уже никогда не повторится. Меня мало беспокоит, много или мало политики или мемуаров в текущем номере. Главное - это успевать писать о книге вовремя, потому что в этой стране книга, которая не раскупается в течение довольно короткого времени, просто убирается с полок. В крупных магазинах, которые имеют сеть по всей стране, жизнь книги на полке вообще ограничивается одним месяцем. Кому нужна рецензия, если книги уже нет в продаже?
- Вы говорите об оперативности, между тем я вижу на вашем столе уже отпечатанный номер, который выйдет только через неделю. Вы полагаете такие "заделы" оперативными?
- Приложение приходит из типографии за десять дней до выхода в свет, потому что мы все время смотрим вперед. Сейчас мы работаем с книгами, которые выйдут в январе, то есть чаще всего мы работаем с версткой.
- Кто ваши авторы и как вы с ними работаете?
- Раз в неделю мы встречаемся - всем редакторским составом - и решаем судьбу той или иной книги, формат рецензии и так далее. Потом - щекотливый момент - мы подыскиваем того, кто будет писать о книге. Никаких правил тут не существует, принцип прост - найти достойного автора и избежать сведения личных счетов через рецензию.
- Что такое достойный автор?
- Разные категории. Автор может быть тонким знатоком темы - экспертом, или яркой индивидуальностью и хорошим стилистом, или просто человеком, который излагает неожиданное мнение о данной книге и может это мнение обосновать. Дело не в том, какая рецензия - положительная или отрицательная (в конце концов это дело рецензента). Дело в подаче материала.
- Говорят, отрицательная рецензия, опубликованная в вашем издании, может навсегда погубить книгу. Так ли это?
- Наше издание действительно очень авторитетно, может быть, даже слишком. И то, как мы говорим о книге, играет существенную роль в ее судьбе.
- А вы не боитесь своего всесилия?
- И да и нет. С одной стороны, благодаря всесилию люди покупают наше издание, и нам есть из чего платить зарплату.
С другой - рецензии - это только рецензии, это не научный приговор или разбор. Есть рецензии, которые, помимо нашего приложения, публикуются каждый день в основной газете - в Нью-Йорк Таймс, где о книгах пишут штатные сотрудники газеты. Наши же авторы - только фрилансеры, это их частные мнения, и не больше. Случается даже так, что об одной и той же книге в ежедневной газете пишут одно, а в нашем приложении - почти противоположное. Люди хватаются за голову, что творится в вашем издании? Но мне нравится такая ситуация - она отражает природу книжной рецензии вообще.
- Какова же природа рецензии?
- На каком-то уровне книжная рецензия всегда субъективна - я говорю то, что думаю, мне нравится или не нравится то или иное издание. Но хорошая рецензия отличается от плохой тем, что она говорит еще и о том, почему это происходит. С другой стороны, рецензия - не научное тестирование. Люди придерживаются разных мнений о книгах - и это правильно. Поэтому, например, когда рассуждения идут вразрез с моим мнением, я не обращаю на это внимания. Мое мнение в данный момент - дело десятое. Главное, чтобы после прочтения рецензии у читателя сложилось свое собственное мнение о книге.
- Вы пишете о книгах, выходящих не на английском?
- К сожалению, нет, поскольку мы учитываем читательские способности американцев. А американцы не читают книг, которые написаны на иностранных языках. Но даже не это беспокоит меня, а тот факт, что в Америке и с переводной литературой дела совсем плохи. Мы уже не переводим столько, сколько переводили раньше. Мы только экспортируем - в основном ерунду - и почти ничего не импортируем. Мы не знаем ничего о том, что происходит вне страны.
- Насколько книжный рынок влияет на отбор рецензий?
- Мы очень часто рецензируем книги, которые продаются в очень умеренных количествах. Если книга попадает в список бестселлеров, который мы публикуем еженедельно, это еще не значит, что она будет отрецензирована. Мы не обращаем особого внимания на то, как книга продается, поскольку то, как она продается, еще ни о чем не говорит. Вот издательства - это да: издательства зависят от рынка целиком и полностью, поэтому, кстати, на рынке так мало переводной литературы.
- По какому принципу вы отбираете героев первой полосы?
- Первополосная книга не обязательно лучшая книга недели. Часто она становится первополосной потому, что у нас появляется яркая интересная рецензия на нее. Ну а если выходит первополосная книга, тут вопросов, как правило, не возникает: остается найти автора - и дело сделано.
Нью-Йорк-Москва