ЗВЕЗДА
В последнем номере года в рубрике "Россия и Кавказ" "Звезда" представляет статью Равиля Бухараева, видного общественного деятеля Татарстана. Тема - мир в Чечне и роль ислама в урегулировании конфликта. Многочисленные риторические вопросы, просветительский экскурс в историю ислама - это лишь те немногие приемы, к которым прибегает Бухараев, размышляя над тезисами Хож-Ахмеда Нухаева, главы межтейпового движения "Нохчи-Латта-Ислам" и бывшего министра в правительстве Масхадова. Совместимы ли язык ислама и язык государственной политики, каков путь умиротворения? Практических ответов на эти вопросы автор не дает, однако отправной точкой для решения проблемы мира в Чечне Равиль Бухараев считает "право чеченцев на избрание общественного устройства, соответствующего культуре и менталитету народа".
Период конца 40-х - начала 50-х гг. прошлого века на страницах номера представлен в разных измерениях. Повесть Нины Катерли "Сквозь сумрак бытия" - возвращение к временам жесткой цензуры и гонений на ленинградских писателей. Атмосфера послевоенных лет наполняет и мемуары известного литературоведа Ильи Сермана. Он пишет о лагерных годах своей жизни. Мемуары без надлома и давящего ужаса о повседневной жизни магаданских заключенных. Оказалось, что самое трудное начинается после амнистии, постоянно преследует один и тот же сон: "Я хожу по городу, но знаю, что мне нужно быть в лагере, где меня ищут┘"
Приятным новогодним подарком стала публикация нескольких стихотворений Алджернона Чарлза Суинберна в переводе Георгия Бена. Суинберн - один из самых плодовитых и разносторонних английских поэтов, писавший на нескольких языках, известный своими экспериментами в стихосложении, шокировавший современников откровенностью образов. Интересен и перевод Бена, сожаление остается лишь по поводу отсутствия ссылок на даты создания стихотворений.
Рубрика "Эссеистика и критика" среди прочих статей предлагает материал Ирины Ронен. Автор предлагает посмотреть на то, как идеи формалистов, прежде всего Юрия Тынянова, проявлялись в творчестве Эйзенштейна, особенно в период его теоретической работы над фильмом о Пушкине "Любовь поэта".
"Все вы, наши дети, конечно, понятия не имеете о том, какова была жизнь русских эмигрантов по приезде во Францию┘" - пишет Иван Вишневский в письме к дочери. В разделе "Люди и судьбы" интересны главы из книги Нины Никитиной об Александре Львовне Толстой: "Нет┘ Нет, только одно советую вам помнить, что на свете есть много люда, кроме Льва Толстого, а вы смотрите только на одного Льва". Среди "Книг XX века" Игорь Сухих выбрал для анализа "Москву-Петушки" Венедикта Ерофеева. Спасибо ему за выбор.