0
760
Газета Периодика Интернет-версия

25.07.2002 00:00:00

Интеллигент в сапогах

Тэги: Азадовский


Константин Азадовский. Судьбы его печальней нет в России... (Еще раз о гибели русского интеллигента) // Звезда. - М., 2002, # 7

Принимаясь рассуждать о судьбах русской интеллигенции, К.Азадовский цитирует Мережковского: "Что это за небывалое, единственное в мире общество, или сословие, или каста, или вера, или заговор... Откуда она явилась? Кто ее создал?" Тезис об исключительности явления поддерживается в течение всей статьи. "Классический русский интеллигент совершенно не то что западный интеллектуал", - пишет автор, немедленно подкрепляя это старинное утверждение старинной же (бердяевской) цитатой.

Строфический параллелизм. Как в Ветхом Завете. Для убедительности. Но и повторяемая веками, эта мысль, тешащая самолюбие людей, причисляющих себя к касте интеллигентов, в известной степени спекулятивна, так как традиционное сравнение русской интеллигенции с западными интеллектуалами хотя и обнаруживает отличия, вовсе не дает повода говорить об исключительности. Стоит расширить круг сравнения - взять, например, кроме русских интеллигентов и западных интеллектуалов, бенгальских брахманов, сибирских пчеловодов, североамериканских негров, филиппинских католиков, еще кого-нибудь, - и сразу же станет ясно, что исключительность русской интеллигенции - явление совершенно не исключительное. Если, конечно, не считать весь нерусский мир кромешным однородным Западом, а Россию - тоже Западом, но ущербным. Ущербность - свойство героя, Иванушки-дурачка, компенсируемое в конце истории свадьбой и троном.

Вот что пишет автор статьи: "Неспособность к созидательному труду - воистину болезнь российской интеллигенции, стремившейся употребить все силы на разрушение "гнилой стены" и мало озабоченной будущим строительством. Русские интеллигенты в своей стране оказывались (если только они не шли "в революцию") людьми ненужными, непригодными к делу. Но нельзя забывать: праздность и пассивность русского "лишнего человека" - лишь одна из форм обретения им независимости".

Иначе говоря, русская интеллигенция-иванушка лежит на печи и ждет - то ли калик с ковшом живительной влаги, то ли щуку, то ли змею-скарапею с кольцом всевластья. Интеллигент не может заниматься созидательным трудом: ему нельзя, негде, не для кого, а следовательно - незачем. Социальная апатия интеллигентов в советское время (поколение дворников и сторожей), помимо традиционных российских причин, легко объясняется еще и конституционно закрепленным положением младшего брата при рабочем классе и колхозном крестьянстве: ну, умрет Советский Союз - старшие получат мельницу и осла, то есть производство, торговлю, перевозки, материальные ценности, а интеллигенту-младшему останется претендовать на кота, то есть на чистую красоту, которая еще и требует отдать ей последние сапоги.

Но вот папаша все-таки умер. Кота интеллигент получил, последние сапоги отдал и начал осматриваться в новой социальной ситуации. Выяснилось, что покойный был не единственным и не самым страшным тираном на свете, что все окрестные поля принадлежат какому-то людоеду и посостязаться с ним за место под солнцем можно при помощи того самого кота, который казался сперва вполне бесполезным. Отец и мать русской интеллигенции - тоталитарная Россия (царская или Советский Союз - без разницы). С ее смертью (слухи о которой пока сильно преувеличены) исчезнут и условия произрастания интеллигенции.

Азадовский пишет: "Ниспровергатели сделали свое дело - их место должны занять созидатели... Но вирус коммунизма все еще блуждает по России. И в этом - корень проблемы... Сколь бы парадоксальным это ни казалось, но существование интеллигенции в новых условиях зависит от притягательности Великой Утопии - коммунистической, национальной, какой угодно... Пока теплятся красно-коричневые идеи, интеллигенция (в ее российском изводе) не утратит своей способности возрождаться, словно Феникс из пепла, и с русским максимализмом затевать строительство Града, чтобы затем его превратить в развалины".

Не знаю, какой именно состав идей автор представляет как красно-коричневые, но в основном он прав: пока русский народ хоть капельку "богоносец" (будь его Богом хоть Христос, хоть Сталин, хоть Винни-Пух), пока российское государство хоть капельку царь или Ю.В. Андропов (кхм!), российской интеллигенции - быть. Как только царь и Бог нас оставят (или мы их оставим) в покое, интеллигентов не станет. Они не исчезнут физически - просто превратятся в IT-специалистов, PR-менеджеров, криэйторов, спичрайтеров, профессиональных писателей, журналистов, педагогов и инженеров. Кот будет в их полном распоряжении, а вот теплой печи, чтобы отлеживаться в тоталитарном отцовском дому, больше не будет. Но ведь умело владея котом... Ну, ладно.

"Интеллигенция должна исчезнуть как класс - так основоположники марксизма-ленинизма говорили о гибели буржуазии", - так завершает свою статью в "Звезде" К.Азадовский, и кажется, что в этом своем утверждении он совершенно, я бы даже сказал - неминуемо, прав.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1707
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1062
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
770
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1050

Другие новости