Искусствознание. Журнал по истории и теории искусства. # 2, 2001 (XVIII).
БЛИК этого издания, посвященного искусству, притом главным образом изобразительному, необычно для своего предмета аскетичен: ни мелованной бумаги, ни цвета, ни яркой обложки. Скупо отмеренные серые иллюстрации - лишь для пояснения некоторых текстов (а в большинстве прежних выпусков их и вообще не было). Всего два номера за год, но в каждом - по 600 с лишним страниц. Серьезное чтение для специалистов.
И в самом деле. Углубляясь в свежий выпуск журнала, нельзя не вспомнить, что искусствознание - самостоятельная наука. Что помимо прикладных, просветительских задач - популяризации известного набора художественных ценностей и составления бедекеров и учебных пособий - у него есть также свои цели и соответствующие им, развивающиеся от школы к школе, от поколения к поколению исследовательские методы.
Чем же занята сегодня наука об искусстве?
Два ее направления обозначены в подзаголовке журнала. Одно из них - конкретные художественно-исторические исследования: поиск и публикация памятников; выяснение авторства безымянных доселе произведений и изучение творческой личности художника; наконец, выявление внутренней логики художественных процессов, установление путей развития, история стилей.
Другая задача - обогащение и углубление самих способов познания искусства, проникновение логического анализа в сферы, доступные до сих пор лишь смутному интуитивному восприятию.
Журнал открывается на этот раз обширной работой Л.Чаковской о еврейском изобразительном искусстве IV-VI вв. На обширном материале автор демонстрирует ошибочность привычных представлений о том, что иудаизм враждебен изобразительному творчеству, и предлагает свои расшифровки иконографического канона древних синагогальных мозаик. Углубленное изучение религиозного искусства нередко требует привлечения тесно с ним связанного богословского материала. Такова и работа Н.Голейзовского, исследующего текст "Послания о рае" новгородского архиепископа ХIV в. Василия Калики.
Несколько статей разных авторов, объединенные рубрикой "Архитектурное сознание: логика перехода", исследуют философско-культурологические истоки новейших архитектурных исканий. Связь актуальной художественной теории с философией определяет появление в журнале и переводов двух трудов Жана-Франсуа Лиотара - "Возвышенное и авангард" и "После Возвышенного: состояние эстетики".
В конкретных художественно-исторических исследованиях современные авторы, как правило, не углубляются в анализ художественного языка и структуры произведения, но тщательно прослеживают его культурно-исторический контекст и последующую мифологизацию образа: А.Аронова - "Петропавловская крепость. Исторический миф и градостроительная реальность"; Г.Стернин - "Александровская колонна О.Монферрана - реальность и миф России 1830-х годов"; и другие. Разумеется, здесь названа лишь малая часть вместившихся в этот выпуск журнала трудов.
Журнал вступает в десятый год своего существования. Он начал выходить в 1993 году, когда прежняя искусствоведческая периодика заглохла, а новая еще не народилась. С тех пор не один издательский проект в этой области возник и исчез, оставив после себя два-три порой эффектных номера. А этот, лишенный как привлекательных картинок, так и дутых сенсаций, сурово профессиональный, посвященный чистой науке - держится.