Кунсткамера Габсбургов – богатейшее собрание редкостей всех мастей.
Фото пресс-службы Музея истории искусства
Сегодня в одном из лучших мировых собраний античности и старых мастеров Kunsthistorisches Museum после десяти лет реконструкции двери для посетителей открывает Кунсткамера – знаменитая сокровищница Габсбургов. Не только богатейшее на планете собрание редкостей всех мастей, но и яркий пример правильного и удачного коллекционирования.
Старт собранию утвари из золота и серебра, монет, драгоценных камней, украшений, семейных регалий и реликвий был дан еще в середине XIV века Рудольфом I. Именно он предложил создать фамильную сокровищницу Габсбургов. В последующие века она получила значительное пополнение ренессансной скульптурой и гобеленами, резьбой по слоновой кости и дереву, раритетами из дальних экзотических стран, часами, игрушками-автоматонами и другими передовыми механизмами своих эпох. В общем, стала своеобразной энциклопедией произведений искусства. Так здесь оказались тондо Донателло «Мадонна с младенцем» и скульптуры Росселино, Ломбардо и Мантеньи. Более 800 гобеленов, составившие на сегодня крупнейшее в мире собрание. Бронзовые фигуры Джамболоньи, первые часы с шаровым ходом, кубки и вазы из золота и драгоценных камней; знаменитые автоматоны «Трубач» и «Корабль»; великолепные скульптуры из слоновой кости Леонхарда Керна, мастера фурий и Маттиаса Штайнля…
Император Фридрих III, правивший в конце XV века, уже перенял французскую моду к коллекционированию, был меценатом для художников и слыл настоящим экспертом в области ювелирного искусства. В начале следующего века Фердинанд I отвел специальные помещения для хранения и экспонирования редкостей и стал основателем венской Кунсткамеры, а его сын Фердинанд II Тирольский стал разработчиком каталожной системы для различных предметов. В этом одном из первых такого рода каталогов не только систематизировались ценности, но и давалось их подробное описание, чтобы зрители и потомки могли знать, кто и из чего создавал произведения; что символизирует та или иная деталь. Такая модель собирательства и стала прообразом и каноном коллекционирования произведений искусства и в основном действует до сих пор.
Новая экспозиция открывается в расширенных, отреставрированных залах бельэтажа первого этажа – там же, где она размещалась с 1891 года во время открытия величественного здания Музея истории искусств. Экспонаты (для обозрения их выставлено более 2,2 тыс.) собраны по теме «Коллекционеры дома Габсбургов и их собрания» с мультимедийными приложениями-рассказами об их истории и техниках ремесел. Кроме того, музейщики придумали и два плана осмотра сокровищ – для внимательных посетителей и спешащих. Последние буквально за 20 минут благодаря централизации и возвышению особенно важных экспонатов могут осмотреть всю экспозицию.
Однако безусловным центром притяжения здесь станет сальера (солонка) работы флорентийского гения Бенвенуто Челлини – пожалуй, самое знаменитое произведение в этой части музейной коллекции. Кроме того что скульптурная группа с аллегорическими фигурами бога морей Нептуна и богини земли Теллус, саламандрой, кораблем, триумфальной аркой, толстощекими дующими путти и тайниками для соли и перца из чистого золота на подставке из эбенового дерева – единственный известный ювелирный шедевр Челлини, с этой работой связана и криминальная история, прогремевшая на весь мир. В мае 2003 года, во время реставрационных работ, сальера была украдена специалистом по сигнализациям. Курьезность ситуации состояла в том, что пьяный мужчина, очевидно, просто куражился: увидев слабую систему защиты в музее, он проник в помещение и вынес работу, а о ее реальной ценности узнал только на следующий день из газет. Обнаружить реликвию удалось лишь в конце 2005 года; тогда же ей посвятили отдельную выставку, еще больше обострившую зрительское внимание.