В Нью-Йорке прошла Неделя моды. И пока Париж, Лондон и Милан лишь готовятся принять многочисленных представителей fashion-индустрии, здесь байеры уже заключают миллионные контракты, стилисты определяют тренды и тенденции нового сезона, а городские власти подсчитывают доходы.
Каждый год Неделя моды в Нью-Йорке собирает более 200 тыс. зрителей. За семь дней они тратят до 400 млн. долл., и четверть этой суммы отходит в качестве налогов самому городу. В списках гостей недели можно найти представителей всех стран мира. Вот и российские fashion-деятели, среди которых Кира Пластинина, владелица одноименной сети бутиков, и журналист Мирослава Дума были замечены на ней.
Мечтать о подобном успехе вряд ли могла организатор первой Недели моды – Элизабет Ламберт. Женщина, талантливая во всех отношениях, наделенная тонким вкусом и почти что животным чутьем в бизнесе, в далеком 1943 году решила защитить честь американских дизайнеров и вступить в борьбу с Парижем, который уже тогда был признан столицей моды. Время было выбрано удачно: во Франции, оккупированной немцами, дизайнеры с их платьями, туфлями и клатчами были никому не нужны. И, как показывает сегодняшний день, Элизабет отлично воспользовалась этим – она относилась к тем людям, которые не увлекаются модой, а попросту не могут без нее. Прожив до 100 лет, Ламберт умерла в 2003 году, посетив за несколько месяцев до того, под вспышки фотоаппаратов, обожаемую ею Неделю моды в Нью-Йорке.
Список хедлайнеров нынешней недели был известен заранее: неизменным он остается вот уже который год. Michael Kors, Marc Jacobs, Diane von Furstenberg и Vera Wang – модные дома с мировой известностью и гигантскими бюджетами дефиле, которые доходят до 750 тыс. долл., представили здесь свои коллекции. Однако американская Неделя моды славится не столько мировыми именами, которых в Лондоне, Париже и Милане куда больше, но – своей демократичностью. Здесь дают шанс проявить себя молодым дизайнерам: на ней даже регулярно проходят первые показы победителей проекта «Подиум» – американского телевизионного шоу среди начинающих модельеров.
Всего же в Нью-Йорке было представлено около сотни коллекций нового сезона.
Американская Неделя моды известна и своей интернациональностью. Дизайнеры из многих стран, среди которых Индия и Китай с Японией, борются здесь за место под солнцем. Благодаря чему на модной карте мира появился, например, Непал. Прабал Гурунг, талантливый модельер, родившийся в Сингапуре, первый раз участвовал в Неделе моды в 2009 году – и уже сегодня его горячими поклонниками являются многие звезды, среди которых Лейтон Мистер Элизабет Олсен и РуПол; а все модные критики следят за показами Гурунга, стараясь определить тенденции нового сезона. И они не случайно это делают: в то время как многие наблюдатели отметили, что коллекции даже признанных мэтров, таких как неутомимая Диана фон Фюрстенберг, оказались достаточно скучными и буржуазными, показ Прабал Гурунга собрал самые лестные отзывы. Ученик двух знаменитых дизайнеров (индийца Маниш Арора и американки Донны Каран), он, как иностранец, смог по-новому взглянуть на городской стиль одежды.
Женщина Прабал Гурунга – это гордый и уверенный в себе человек. Никакой романтичности. Апофеоз стиля милитари: на подиум, устроенный на манер заброшенного завода, модели выходили под бой барабанов, одетые в узкие костюмы цвета хаки и опоясанные жесткими черными ремнями. А если уж и мелькало изредка платье, то сочеталось оно не с привычными туфлями, а с высокими ботфортами, украшенными массивными металлическими застежками
Мужская тема стала лейтмотивом Недели моды. Давно подиум не видел столько вариаций на эту тему. Количество брючных костюмов, двубортных пиджаков, широких брюк, тренчей прямого мужского кроя поражает. Именно так представляют себе современную женщину дизайнеры Rag & Bone, Yigal Azrouel и Helmut Lang. Интересно, что модельеры предлагают девушкам копировать не только брутальный мужской стиль, как это было раньше, но и образ денди: вальяжный и утонченный
Вместе с тем дизайнеры возвращают нас в 80-е, время моды на широкие плечи у женщин. Так, плечам манекенщиц на дефиле Jason Wu и Alexander Wang могли бы позавидовать даже самые успешные мужчины-тяжелоатлеты. Все-таки XXI век – не время для слабых девушек.
Отсюда и отсутствие ярких красок в коллекциях. Оранжевый, сливовый, темно-зеленый и красный – вот то немногое, что дизайнеры советуют носить ближайшей осенью. Выбор небогат, но зато уж если использовать в своем гардеробе какой-то из этих цветов, то в полную силу. Так, в дефиле, устроенном модным домом Diane von Furstenberg, самой запоминающейся вещью стало алое роскошное платье в пол, а Sally LaPointe предлагает сочетать карминовые брюки с туникой и сапогами аналогичного цвета. Чтобы уж точно не остаться незамеченной.
Эту цель преследует и другой тренд сезона – мода на блестящие ткани и футуристичные образы. Вещам, созданным Jason Wu, позавидовала бы и сама принцесса Лея из «Звездных войн», а Jen Kao и вовсе вывел на подиум модель в объемном костюме серебряного цвета с отливом, похожий скорее на скафандр, нежели на простую одежду. Если бы Нил Армстронг был женщиной, то выглядел бы он именно так, как манекенщица.
Помимо красного и серебряного на подиумах царило изобилие двух противоположных цветов – черного и белого. Модный дом Lacoste, верный своим традициям минимализма, представил множество образов, исполненных исключительно в белом, в то время как Altuzarra и Ruffian поддались магии черного.
Нельзя обойти вниманием и предметы фетиша для многих дизайнеров этой Недели моды – перчатки и варежки. Так, Alexander Wang ввел всех в замешательство своей идеей сочетать классическое пальто с высокими, выше локтя, меховыми перчатками, похожими на руки гориллы, а дизайнеры Altuzarra рекомендовали покупать варежки огромных размеров – вроде тех, что надевают на матчах бейсбольные фанаты.
И все-таки Неделе моды в Нью-Йорке чего-то не хватило. Не хватило зрелищных модных шоу – сегодня от дизайнеров требуют практичности: чтобы в одежде, представленной на подиуме, могли ходить по улицам города обычные люди. Пусть и очень богатые люди. Еще три года назад, когда на пике популярности был Александр Маккуин, а Джон Гальяно поражал воображение критиков своими безумными шляпами из цветных перьев, представить себе, что победит подобный подход к моде, было сложно. Однако первого уже нет в живых, второй – скандально покинул прославленный дом Dior. В конце концов fashion-индустрию не обошел стороной и вездесущий экономический кризис. И мода действительно стала более практичной. Только вот непонятно, хорошо ли это.