0
1511
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

08.02.2013 00:00:00

Избавиться от всего лишнего

Тэги: стокгольм, выставка, дизайн


стокгольм, выставка, дизайн Планировкой зала Greenhouse занималась молодая студия NOTE.
Фото пресс-службы выставки

Стокгольм – город дизайна, и поэтому совсем неудивительно, что самое большое дизайнерское шоу Скандинавии происходит именно здесь. В этом году 62-й по счету Stockholm Furniture & Light Fair проходит с 5–9 февраля. Выставка занимает четыре зала здания Stockholsmassan, около 40 000 кв. м. В отличие от миланского iSaloni и парижской Maison et Objet, это почти домашнее уютное мероприятие. И, несмотря на то что оно продолжает расширять свои границы, организаторы заявляют о 730 участниках из 31 страны мира, все же основу на нем составляют страны Северной Европы: Швеция, Дания (87 компаний), Норвегия (37) и Финляндия(32) – страны, которые олицетворяют собой скандинавский дизайн.

Параллельно с выставкой под эгидой Стокгольмской недели дизайна в городе проходят различные культурные мероприятия: мебельные салоны проводят презентации новинок с шумными вечеринками. Дизайнеры открывают публике свои студии. Пер Сёдерберг, например, показывал новые элементы коллекции Noearlybirds. А студия Farg&Blanche демонстрировала возможности недавно приобретенной мощной швейной машины, благодаря которой они буквально сшили две свои новинки: кресло Emma и стул F-A-B.

Специализированные выставочные проекты проводятся в музеях и художественных галереях города. Пожалуй, самым ярким музейным проектом стала выставка Glass elephant, которая расположилась в вырубленных в гранитных скалах галереях Музея восточных древностей. Целью проекта было наглядно показать хрупкую суть дизайнерских изделий и мощные индустриальные машины, стоящие за их созданием. Восемь шведских дизайнеров, среди которых бывшая участница группы Front Катя Петтерссон, дизайн-студия Note, группа Massproduction и Аза Йонгнелиус создали инсталляции из стеклянных предметов, внутри которых по заранее запрограммированным траекториям двигаются индустриальные роботы. Они стряхивают пыль, бережно переставляют предметы с места на место, виртуозно включают и выключают диммеры на настольных лампах и с помощью фонаря ищут в темноте нужную хрустальную вазу.

Но вернемся все-таки к Stockholm Furniture & Light Fair. Помимо традиционных стендов организаторы готовят целую серию интересных проектов. Так, уже в десятый раз на выставке выбирают почетного гостя. В этом году им стал создатель японской дизайнерской студии Nendo Оки Сато. И выбор этот вполне закономерен. В 2004 году выставочный зал Greenhouse стал площадкой, с которой началась успешная карьера молодого дизайнера, и свой первый контракт на производство привезенного им тогда стула был подписан именно со шведской компанией Swedeze. С тех пор их сотрудничество не прекращалось. В этом году Nendo сделала для Swedeze вешалку Ski, напоминающую три лыжные палки, поставленные острыми концами вверх. Для компании Offecct Оки Сато придумал суперлегкий стул Cape из гнутой фанеры и тонких металлических трубок. Кроме этого, студия Nendo разработала набор составных частей W132, из которых компания Wаstberg предлагает собрать 30 различных по конфигурации ламп. В обязанности почетного гостя входит создание гостевого лаунжа в центральном фойе. Свою инсталляцию Оки Сато назвал «Белоснежные горные вершины». Идея заключалась в том, чтобы создать максимальный объем с помощью минимального количества материала. Для этого использовали 80 листов белого пластика, которые были нарезаны на тонкие изогнутые дуги, и создан ажурный ландшафт. Когда двигаешься внутри инсталляции, кажется, что она оживает, на каждом шагу открывая новые перспективы. Конструкция легко разбирается и перевозится с помощь одной грузовой машины, а пластик можно переработать. Все эти детали очень важны для скандинавов, стремящихся к более бережному отношению к окружающей среде.

Уже упомянутый зал Greenhouse – это место, где прототипы и продюсеры находят друг друга, и это тот самый раздел выставки, где когда-то начинал свой творческий путь Оки Сато. Планировка этого пространства каждый раз поручается известному скандинавскому дизайнеру. В этом году оформление зала доверили молодой и талантливой дизайн-студии NOTE. В основе проекта лежит концепция барочного сада с парадной лестницей, концентрически расходящимися от центра стендами (36 независимых дизайнеров и 38 дизайнерских школ из 16 стран), соединенными широкими аллеями и расставленными на их пересечении круглыми диванами, напоминающими по форме многоярусные стриженые кусты барочных парков.

Еще один спецпроект, который очень украсил выставку, называется Hellow! Вот уже третий год под сводами временного павильона проводится серия круглых столов и семинаров. В этом году здесь обсуждают «Коммуникации в дизайне», а авторами павильона стали шведский архитектор Герт Вингард и финский иллюстратор Куста Сакси. Придуманная ими конструкция собрана из нанизанных на нити 11 тысяч листов бумаги формата А3. Для того чтобы они превратились в павильон, потребовалось 44 тысячи соединений. Часть листов покрыта ярким растительным орнаментом, поэтому полукруглый свод напоминает одновременно и храм с витражами, и беседку в тенистом саду. Кстати, потом эту бумагу передадут детям в художественную школу. Первую дискуссию о медиакоммуникации провели главный редактор интернет-портала Dezeen Маркус Фэйрз, писатель и критик Анна Нова Беатрис и директор московской «Стрелка-пресс» Джастин Мак Гурк.


Инсталляции дизайнера Яна Рундгрена, иллюстрирующие, какими будут тренды грядущего года.

Вот уже третий год подряд дизайнер Ян Рундгрен составляет прогнозы и делает три инсталляции «Да будет свет», «Да будет стиль» и «Да будет будущее», иллюстрирующие, какими будут тренды грядущего года. Состоят они в основном из предметов, собранных со стендов компаний, участвующих в выставке. Прогноз на 2013 год таков: «Люди будут меньше покупать, но больше тратить, основными уютообразующими покупками для дома Ян считает диваны и кресла, но также важную роль играют стеллажи, которые теперь используются не только для того, чтобы ставить на них книги, но и как элементы, делящие жилое пространство на зоны, своего рода ширмы. Что касается цвета, то красный, зеленый, желтый и все оттенки серого будут основными в гамме 2013 года.

Действительно, если пройтись по стендам участников выставки, нельзя не заметить мебель и светильники ярких желтых, зеленых и оранжевых оттенков. Но при этом почти все в один голос говорят, что это выставочные образцы и что в обычной жизни люди покупают в основном серый, черный, белый и все оттенки натурального дерева. Хотя некоторые компании все-таки сделали ставку на цвет. Так, финская Artek специально пригласила немецкого дизайнера Майка Мейре, чтобы он придумал яркое цветовое решение для ламы А110 Алвара Аалты и его же табурета Stool, сконструированного 60 лет назад. Не испугалась цвета и компания Muuto, выпустив серию новых барных стульев Nerd дизайнера Дэвида Гекелера и выкрасив их в пастельно-розовый, ярко-желтый и темно-зеленый цвета. Мебельная компания Rumbler, производящая офисную мебель, уверена, что при оформлении офисов люди больше склонны выбирать яркие цвета. Их новые диваны сделаны в трех оттенках зеленого. Очень характерной деталью многих офисных диванов стала высокая спинка, которая одновременно создает атмосферу уединения посреди шумного офиса и обладает прекрасными звукоизолирующими свойствами. Такие диваны были, например, на стендах компаний Rumbler и Lammhults.


Почетным гостем выставки в этот раз стал создатель японской дизайнерской студии Nendo Оки Сато.
Фото пресс-службы выставки

В целом же надо сказать, что последние годы научили нас осторожно относиться ко всякого рода новинкам в области дизайна, слишком часто они делаются ради пиара и упоминания в прессе. В Италии эти новинки зачастую так и остаются прототипами. Но скандинавам, похоже, это пока не грозит. Новинки не сыплются у них как из рога изобилия. Они по-прежнему долго запрягают. Но если уж и устраивают премьеру, то значит, они все просчитали и знают, что вещь будет работать. А то, что мы принимаем за сдержанную постмодернистскую эстетику и минимализм, похоже, просто умение избавляться от всего ненужного. Они делают столы, стулья, диваны и лампы, и их вещи не требуют долгого осмысления – их просто нужно брать и использовать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2073
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1329
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
989
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1298

Другие новости