Самой сильной стороной BRAFA по-прежнему остаются галереи, представляющие произведения африканского искусства.
Фото пресс-службы BRAFA
В 58-й раз в бельгийской столице открылась национальная ярмарка искусства. Свой нынешний облик и название – BRAFA (Brussels Antiques and Fine Art Fair) – она обрела 10 лет назад. Обновление пошло ярмарке на пользу, кто-то даже заговорил о том, что она в не самом отдаленном будущем сможет перенять мировое первенство у маастрихтской TEFAF.
В этом году ярмарку возглавил новый президент. На смену известному во всем мире специалисту по произведениям из серебра Бернару де Лей пришел Харольд т'Книт де Рооденбеке. Его президентство сразу проявилось в том, что на ярмарке в изобилии появились галереи, специализирующиеся (как и он сам) на произведениях художников-модернистов. Также стало очевидным и то, что о реальном соперничестве с TEFAF пока говорить очень рано.
Нынешний год принес изменения и в составе галерей. Количество участников осталось прежним –128, однако 20% из них не принимали участия в прошлогодней сессии.
BRAFA-2013 произвела впечатление менее нарядной и солидной ярмарки, чем в прежние годы, а ее оформление многие подвергли критике. Особенное неудовольствие утонченной публики вызвал ковролин, который один из антикваров определил как «стиль пальм бич».
Однако внимательное изучение стендов говорит о том, что ярмарка интересна очень широкому кругу коллекционеров и любителей искусства. Безусловно, самой сильной стороной BRAFA остаются галереи, представляющие произведения африканского искусства и предметы археологии. Важны также галереи, специализирующиеся на церковной скульптуре Средневековья. Это практически единственный крупный салон с мировой репутацией, где можно встретить этот жанр произведений искусства.
Весьма интересны стенды галерей декоративно-прикладного искусства. Например, новый участник ярмарки, антверпенско-парижско-лондонская 88Gallery представила микс из картин Макса Кэвелла, мебели братьев Кампана (диван 75 тыс. евро, журнальный столик – 50 тыс.) и деревянных панелей эпохи ар-деко. Уровень произведений, представленных на стенде галереи Сento anni, сильно вырос. В прошлом году главными произведениями галереи стали вазы в стиле ар- нуво, приобретенные за два месяца до ярмарки на одном из парижских аукционов. В этот раз зрителю представили коллекцию статуэток Чипаруса, интересный ансамбль, собранный из мебели эпохи ар-деко и ар-нуво.
Богатые стенды представили на ярмарке галереи, занимающиеся декоративно-прикладным искусством. |
Среди галерей декоративно-прикладного искусства, как обычно, особой изысканностью отличался стенд антиквара из Антверпена и одновременно придворного декоратора бельгийской королевской четы Акселя Вервоорда. В день вернисажа другая звезда мира декора, Франсуа-Жозеф Граф сделал у коллеги несколько заказов. А сын Графа – Оскар в это же время работал на собственном стенде. На прошедшей в сентябре биеннале антикваров он показывал публике мебель эпохи ампир и произведения французских мебельщиков XVIII века. В Брюссель Оскар Граф привез коллекцию мебели и декоративно-прикладного искусства ар-нуво Северной Европы. Зато галерея Mathivet без смущения выставила на BRAFA те же вещи, что тремя месяцами раньше показывала в Париже на биеннале антикваров. Галерея Steinitz не перестает удивлять своей изобретательностью и богатством коллекции. Для каждой из ярмарок, где выставляется эта галерея, ее владельцы находят новые вещи и успевают подготовить особый, никогда и нигде ранее не использованный декор. На фоне традиционных для галереи деревянных панелей выделялся синий комод, созданный французскими мастерами XVIII века с использованием техники лака мартен.
Удивительно, но от года к году на ярмарке BRAFA участвует все меньше галерей, чья специальность – живопись старых мастеров. Один из самых шикарных стендов с декором в виде Ноева ковчега представила парижская галерея Voldere. Совсем недавно она сменила свой адрес, перебравшись из Louvre des Antiquaires на престижную авеню Матиньон. Однако качество представленных в ее стенах работ от этого в лучшую сторону не изменилось. Например, натюрморт, который предлагал в декабре прошлого года аукционный дом Sothеby's за 60–80 тыс. фунтов и не нашедший покупателя, вдруг появился на стенде галереи, но уже за 240 тыс. евро.
В этом году особо сильное участие галерей, представляющих искусство начала XX века. Фото пресс-службы BRAFA |
Голландская галерея Floris van Wanroij Fine Art оказалась гораздо скромнее. На ее стендах предлагались работы не худшего художественного качества, но за более скромные деньги (от 22 до 65 тыс. евро).
Стоит отметить, что в этом году особо сильное участие галерей, представляющих искусство художников-модернистов. Прежде всего это стенд президента ярмарки Харольда т'Книт де Рооденбеке. Натюрморт, ставший особо востребованным после торгов Ива Сен-Лорана и ретроспективы в музее Орсэ Джеймса Энсона, был продан в первый же день вернисажа. Работы этого же художника, но разного качества были представлены на стендах разных галерей. Элен Байи одну из работ Энсона 1917 года оценила в 165 тыс. евро.
Галерея Beres, постоянный участник всех солидных ярмарок – и TEFAF, и Парижской биеннале антикваров. Однако важным для себя считает и событие в Брюсселе. «Конечно, мы готовим разные программы для разных ярмарок. Сюда мы привозим вещи высокого художественного качества, но иной ценовой категории», – говорит владелица галереи Анн-Изабель Берес. Эту мысль развивают все участники брюссельской ярмарки. Ведь именно высококачественные произведения по разумным ценам и есть главная отличительная черта BRAFA. В Брюсселе можно найти прекрасные вещи коллекционного и музейного уровней, которые не являются кричащими многомиллионными шедеврами. Этим ярмарка весьма привлекательна и для начинающих коллекционеров, которые еще недостаточно уверенно чувствуют себя в мире художественного рынка.