В 2012 продажа новых прогулочных катеров и яхт выросла на 10%.
Фото пресс-службы выставки
Прохладная погода, установившаяся в Нью-Йорке в начале января, вовсе не располагает к занятиям яхтенным спортом. Но те, кому доставляют наслаждение в жаркий июльский день бьющий в лицо соленый морской ветер и яркая красота солнечных закатов в тихой гавани, последовали мудрому житейскому совету «готовь сани летом» и собрались под сводами грандиозного, недавно реконструированного выставочного комплекса Javits Center, на 34-й улице Вест-Сайда в Манхэттене, на выставку яхт и катеров Progressive Insurance New York Boat Show Cruises. Старейшее в Америке лодочное шоу, которое проводится с 1905 года (вот уже в 108-й раз), традиционно открыло сезон яхтенных выставок по всему миру. Ежегодно шоу привлекает приверженцев активного отдыха на воде, опытных яхтсменов, новичков и «энтузиастов-безлошадников», еще только мечтающих о приобретении собственного судна.
Смело можно утверждать, что на бот-шоу было представлено практически все, что на данный момент предлагает рынок в беспарусном сегменте. От роскошных мегаяхт с эксклюзивной отделкой и суперсовременных катамаранов до юрких катеров нового поколения для спортивной рыбалки, надувных шлюпок с подвесным мотором и гребных байдарок и каноэ. Еще в придачу – тысячи разработок и наименований двигателей, генераторов, винтов, навигационных приборов, аппаратов ночного видения, не говоря уже о разной корабельной «мелочи», включая затейливые гаджеты, аксессуары для дайвинга и одежду от известных мировых производителей.
В отличие от автошоу, специализирующихся на премьерах моделей будущего, на бот-шоу покупку любой понравившейся новинки можно оформить сразу. Посетителей, многие из которых пришли на нью-йоркский морской фестиваль с детьми, радовала доступность экспонатов: можно было подняться на борт любого судна, изучить его комплектующие, посидеть за штурвалом, придирчиво обследовать каюты, пообщаться с изготовителями. Организаторы выставки особое внимание уделили серии семинаров по ремонту и техническому обслуживанию судов, азам и усовершенствованию навыков мореплавания, а также практическим занятиям рыболовов-профи с любителями. Желающие получали инструкции для погружения с аквалангами в морские глубины и тут же имели возможность закрепить теорию на практике в специально сконструированном бассейне с подогревом воды объемом в 60 тыс. литров. Дети изучали модель судоходного шлюза, а солидные господа в костюмах увлеченно крутили рулевыми колесами, пытаясь ввести дистанционно управляемые игрушечные мини-лодки в док. Заключив контракт на поставку люксовой яхты, счастливчики получали шанс запустить огромное колесо фортуны и выиграть, например, талон на сто часов бесплатного ее техобслуживания.
Уцелевшая в караблекрушении яхта Queen Bee. Фото автора |
На фоне ослепительно-элегантных новейших судов взгляд цеплял уцелевший в кораблекрушении, поржавевший, плотно усеянный мидиями восьмиметровый рыболовецкий катер с поэтическим названием Queen Bee («Пчелиная королева»). В августе 2008 года рыболов Скотт Дуглас со своим шурином рыбачил на нем в Атлантическом океане у берегов острова Нантакет, в 50 километрах к югу от мыса Кейп-Код (штат Массачусетс). Когда катер с включенным мотором стал набирать скорость, внезапно налетевшей волной приятелей смыло за борт, и им пришлось добираться до берега вплавь целую милю. Оставшиеся в живых горе-рыболовы смирились с потерей судна. Каково же было их удивление, когда год назад им сообщили, что катер, за три года продрейфовав в Атлантическом океане более 5 тыс. км и выдержав с честью шесть штормов, прибился к берегам Испании.
Сюрпризом для владельцев судна и предметом гордости для его изготовителей – американской фирмы Regulator Marine стало то, что корпус катера, хотя и со сбитой рулевой рубкой, уцелел, двигатель был на месте, в действующем состоянии, даже пятицентовая монета, как ни в чем не бывало, лежала в «бардачке». «Пчелиная королева» – «девушка с норовом», – шутит теперь добродушный крепыш мистер Дуглас. – Она просто взбрыкнула, решив отправиться в самостоятельное плавание. Что касается меня с шурином, то мы опять рыбачим. Разве, будучи сброшенным лошадью, не седлаешь ее вновь?»
Оптимистический настрой и энтузиазм любителей водных просторов не смогли поколебать ни финансовый кризис, ни ураган «Сэнди», который унес 120 человеческих жизней, разрушил сотни яхтенных стоянок-марин. Уничтожил и повредил более 65 тыс. судов, включая затонувший у берегов Северной Каролины круизный трехмачтовый парусник Bounty – копию одноименного исторического корабля XVIII века, задействованную в съемках голливудских кассовых фильмов «Бунт на Баунти» (1962 год) с Марлоном Брандо и «Пираты Карибского моря» (2006 год) с Джонни Деппом. На первый взгляд парадоксально, но после рецессии 2008–2011 годов, когда спрос на новые прогулочные суда и их комплектующие упал вдвое, впервые в нынешнюю зиму в США наблюдается увеличение продаж моторных катеров и яхт. И все из-за «Сэнди», который нанес лодочной индустрии чудовищный ущерб в размере 650 млн. долл. Тот же процесс – увеличение показателей сбыта яхт и катеров на треть – наблюдался в южных штатах Алабама, Луизиана и Миссисипи после урагана «Катрина» 2005 года.
Шоу – это не только лодки, но все, что необходимо рыболову и спортсмену. Фото пресс-службы выставки |
Типичную историю рассказал один из покупателей, заядлый яхтсмен из штата Нью-Джерси Джон Хартли: «У меня была 37-футовая моторная красавица яхта фирмы Silverston. При приближении «Сэнди» я с помощью друзей вытащил ее на берег, полагая, что на суше она будет в большей безопасности. На следующий день и марина, и причалы, и яхт-клуб с пакгаузом, ремонтными мастерскими, рестораном – все под напором стихии было разбито в щепки. Свою искореженную яхту я отыскал в соседнем городке, в полумиле от берега, на лужайке перед чьим-то домом. Страховая компания компенсировала мне ущерб, хотя не в полном объеме. И вот я здесь – ищу замену моей «Марианне». Однако, согласно статистике, не все судовладельцы, понесшие урон в результате буйства «Сэнди», уже получили выплаты от своих страховых компаний.
Многие из пострадавших все еще ожидают от оценщиков смет с размерами в денежном эквиваленте своих потерь, за которыми последуют соглашения об урегулировании претензий. Дело осложняется тем, что немало технических служб, находившихся в прибрежных районах, все еще сами не оправились от последствий урагана.
Красноречивую статистику приводит пресс-служба выставки. Всего за четыре дня работы бот-шоу в Нью-Йорке посетили более 40 тыс. потенциальных покупателей, которые посмотрели свыше 350 моторных яхт, катеров и лодок. 83% продающихся в США судов для семейного отдыха – американского производства, из них 97% выпускается на небольших предприятиях. До рецессии 83 млн. американцев занимались яхтенным спортом, при этом в их распоряжении было чуть больше 12 млн. зарегистрированных лодок, 96% из которых не превышали в длину 8 метров. В 2012 году продажа новых «бюджетных» прогулочных катеров и яхт длиной от 4,5 до 8 метров выросла на 10%. В новом году ожидается рост их продаж еще на 10% – во многом благодаря тем судовладельцам, которые лишились лодок вследствие урагана и теперь намереваются заменить их на новые, нередко оформляя покупку в кредит. В конечном счете, уровень реализации моторных судов будет зависеть от улучшения экономических показателей в стране и в мире в целом. А пока – самой большой проблемой для мореходов на северо-восточном побережье США остается восстановление пострадавших от «Сэнди» марин.