Ла Скала предпочел Вагнера Верди. Сцена из спектакля "Лоэнгрин".
Фото пресс-службы Ла Скала
В декабре прошлого года итальянские СМИ обвинили театр Ла Скала в оскорблении национальной гордости. Гордость итальянцев, самый знаменитый оперный театр мира, предпочел открыть сезон премьерой оперы Вагнера «Лоэнгрин» – к 200-летию композитора. В то время как в этот же год отмечается ровно такая же дата со дня рождения великого оперного композитора и к тому же итальянца Джузеппе Верди. Заметка «Милан и проклятие Лоэнгрина» вызвала живой отклик у читателей. Недовольные выбором дирекции сошлись на мнении, что выбор произведения диктуют вкусы главного дирижера театра Даниэля Баренбойма, что, очевидно, правда. Газета также задавалась вопросом, могли бы немцы отпраздновать Год Вагнера оперой Верди. Навряд ли. Думается, оперным интендантам афиша текущего и будущего сезонов далась с большим трудом: соблюсти баланс, не съехать на популизм и не уморить труппу.
Собственно, в Милане покажут семь постановок Верди и шесть Вагнера, будущий сезон откроет самая знаменитая опера мира – вердиевская «Травиата». Этой же оперой открылся нынешний сезон в неаполитанском театре Сан Карло.
Итак, в Парижской опере дадут премьеру всей вагнеровской тетралогии «Кольцо Нибелунга» и «Фальстафа» Верди. В Римской, напротив, против трех опер Верди («Двое Фоскари», «Набукко» и «Симон Бокканегра») – одна Вагнера («Риенци»).
Венская опера, как и полагается, готовит роскошную программу: «Бал-маскарад» с Роберто Аланьей, «Симон Бокканегра» с Пласидо Доминго, «Травиата» с Роландо Виллазономи, «Риголетто» с Симоном Кинлисайдом; вагнеровская часть представлена грандиозным «Парсифалем» с Йонасом Кауфманом, «Тристаном и Изольдой» и «Валькирией» с Ниной Штимме. Другой венский оперный театр – Theater an der Wien – отметит юбилей Вагнера с французскими музыкантами: знаменитый Марк Минковски и оркестр Les Musiciens du Louvre 5 января провели «Юбилейный концерт 1863» – к 150-летию со дня первого выступления Вагнера на этой сцене. По памятным местам, связанным с фигурами обоих композиторов, в Вене водят пешеходную экскурсию, а австрийская национальная библиотека проводит выставку под названием «Возлюбленный, осмеянный, обожествленный. Рихард Вагнер и жители Вены».
Премьера этого сезона в Большом театре – «Травиата» Верди. Фото пресс-службы Большого театра |
И только Немецкая опера (Deutsche Oper Berlin) посвящает сезон исключительно Вагнеру: в этом году здесь будут поставлены практически все его оперы.
Но это – в Европе. А что у нас? В российских оперных центрах к юбилеям отнеслись с не меньшей серьезностью. Мариинский театр еще в конце ноября поставил «Дона Карлоса» Верди, а самые знаменитые оперы Вагнера и так здесь идут. Михайловский театр откроет следующий сезон премьерой оперы «Бал-маскарад». В Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко Андрейс Жагарс поставит «Тангейзера», а Петер Штайн – «Аиду», обе постановки запланированы на следующий сезон. На конец февраля в театре «Геликон-опера» намечена премьера спектакля www.nibelungopera.ru – своеобразное Вагнер-гала от Дмитрия Бертмана.
А прямо сейчас в самом разгаре «Крещенская неделя» в «Новой опере», в этом году она целиком посвящена операм Верди. Играют все, что есть в репертуаре театра, ближайшие спектакли: «Травиата» 19 января, «Аида» 20 января и «Риголетто» 25 января, другие – в концертном исполнении: «Двое Фоскари» (26 января) и «Ломбардцы в Крестовом походе» (27 января), завершится фестиваль концертом Viva Verdi. Кстати, последняя премьера «Новой оперы» – знаменитый «Трубадур», а грядущая – вагнеровская трагедия «Тристан и Изольда». Наконец, Большой театр представляет беспроигрышный вариант: в этом сезоне в репертуаре появилась «Травиата», и надо сказать, с замечательными российскими певцами.