Gangnam Style занял вторую строчку мирового рейтинга Zeitgeist в категории "Запросы", уступив только Уитни Хьюстон.
Кадр из видеоклипа
Ежегодный рейтинг Zeitgeist («Дух времени») был обнародован Google еще в начале декабря. Самый популярный в мире поисковик ежегодно анализирует миллиарды пользовательских запросов: в этом году их было 1,2 трлн. на 146 языках. Так что искали в мире в 2012 году? Ответы оказались достаточно очевидны. Среди главных мировых запросов – ураган «Сэнди», iPad 3, Олимпийские игры, Кейт Миддлтон, покоривший мир Gangnam Style и ушедшая из жизни в феврале Уитни Хьюстон. Попали в мировой рейтинг и Pussy Riot, которые, судя по запросам, интересовали мировую общественность больше, чем российскую.
Обама-кактус, «Бурановские бабушки», смотреть фильмы онлайн, Марина Голуб, Мансур Исаев – результаты и российских поисков показались вполне предсказуемыми. Но кто такой Йэн Сомерхолдер? Актер из «Дневников вампира» – наш зритель обожает американские телесериалы о сверхъестественном. «Ходячие мертвецы» – еще один пример. Для любителей романтики Востока есть турецкий «Великолепный век» о правлении султана Сулеймана и о его взаимоотношениях с наложницей украинского происхождения Роксоланой. И российская продукция не забыта: телесериал «Универ. Новая общага» набрал 2 млн. 240 тыс. запросов в месяц. Кинопоиск тоже насчитывает миллионы обращений. Восходящая звезда среди новых фильмов – «Время», антиутопия о мире, в котором время стало единственной валютой. Очень популярны немецкий блокбастер «Облачный атлас» и американский сиквел «Железный человек».
По YouTube Google дает отдельные результаты, среди которых лидирует детский мультик про Машу и Медведя. «Цекало и Puttin», флешмоб с участием более 200 человек – тоже в первой десятке. К танцу на смотровой площадке Воробьевых гор присоединяются студенты, дворники, солдаты, свадьба во главе с невестой. Сюрприз, сюрприз – все они знают движения. Американская джазовая песня Puttin' on the Ritz, под которую народ зажигает, в конце вдруг отчетливо звучит по-русски: «Путин – молодец!». «Классный флешмоб, – написал один из зрителей. – Жаль, что с политической пропагандой». Еще народ очень хотел послушать песню со словами «на-на-на», да не мог вспомнить исполнителей. Это украинская группа «Винтаж и Bobina». Накачанные торсы, чубы, красные шаровары, венки на головах и сексапильная дивчина. Почти 2,5 млн. кликов, но в виртуальном мире даже они не гарантируют исключительное качество.
Что за зверь хипстер? Его искали, его продолжают искать. «Это представитель богатенькой молодежи, – объясняет Интернет. – Хипстер интересуется свежими направлениями в искусстве и кино, ходит по элитным ночным клубам, тематическим модным ресторанам и кафе. В одежде предпочитает бренды, унисекс и винтаж на фоне современного стиля. Носит большие очки с оригинальной оправой, обожает иметь при себе пленочный фотоаппарат и блокнотик с дорогой ручкой. Другое новое слово – «оксфорды» (восьмое место в тренде Zeitgeist с вопросом «что это такое»). Эти туфли с закрытой шнуровкой считаются самой строгой и официальной обувью, женская модель появилась гораздо позже мужской. Следующий вопрос – с чем их носить. Еще один модный тренд – серьга-каффа, от английского cuff – «манжета». Она прикрепляется к верхней части уха с помощью зажима, а в рейтинге Zeitgeist находится на седьмом месте в категории покупок.
Народ общался в Тwitter, Одноклассниках, ВКонтакте, Facebook, ЖЖ, Чатрулете. Жадно пополнял знания, используя Google-переводчик, «Википедию», электронные книгохранилища «Либрусек» и «Флибусту» (встревоженное «не работает «Флибуста» появилось после принятия закона о черном списке сайтов). Но некоторые не желали честно учиться и посещали сайты «для лентяев и халявщиков», где можно списать реферат или готовое домашнее задание.
Крым снова набирает популярность у россиян как место отдыха. Фото Елены Рыковой (НГ-фото) |
Как всегда, россияне много путешествовали. Для этого им были нужны РЖД, «Шереметьево», «Домодедово», Щелковский автовокзал, «Натали турс», «ЧипТрип», демпинговый магазин на туристической ниве, сайт «ТуТу», «Трансаэро». И Крым, чья популярность продолжает расти. У полуострова первое место Zeitgeist в категории «места для путешествий», за ним следуют Париж и Вьетнам.
Консюмеризм все более заметен в Сети: сайты купонов и скидок, торговые центры, интернет-магазины с доставкой товара на дом и миллион поисков в месяц со словами «купить авто». Готовясь поддержать отечественное, многие интересовались характеристиками ё-мобиля. Еще было заметно, что рунетовцы нуждались в жилье, примущественно в съемном: «сдам квартиру» встречалось чаще, чем «сниму» или «купить». Автомобиль все-таки доступнее, чем квартира. Еще рунетовцы мечтали сделать своими руками прическу и беседку (желательно с мангалом). Интересовались средневековой пищалью кулевриной – виртуальной, к счастью. Осваивали фотошоп. Колдовали на кухне: для этого им были нужны рецепты салатов, крабсбургера, шарлотки. А по рейтингу Zeitgeist всех опередили кексы, малосольные огурцы и «ласточкины гнезда» (обыкновенные котлеты, живописно запеченные с сыром, перцами и помидорами). Вряд ли это связано с рецептами, но у многих в этом году болел живот (110 тыс. запросов в месяц), а также голова, спина, горло, зубы и сердце (27 тыс. запросов). А в категории «Как…» Zeitgeist вопросы «как солить рыжики», «достать клеща» и «вынести мозг» опередил запрос «как стать добрее».
Временами Zeitgeist может стать шаловливым духом, почти полтергейстом. Набрав «решетку», получаем «#виноватволандеморт». «Опоздал в аэропорт, на дороге гололед, рыба в речке не клюет, на всех фотках, как урод, ощущаешь дискомфорт» (самые приличные цитаты) – и так далее до бесконечности с рефреном «#виноватволандеморт». У этой страницы ВКонтакте более 2,7 тыс. постоянных читателей. Конечно, цифры и символы давно используются в поиске наравне с буквами: на тройке выскакивают «300 спартанцев», на пятерке – «50 оттенков серого», на семерке – известная сеть супермаркетов. На «звездочке» появляется подсказка «что означает этот смайлик». В каталоге электронных рожиц есть и такой (G_G) – человек, утомленный Google.