0
1582
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

23.11.2012 00:00:00

Как бы протестное кино

Тэги: кино, фильм


кино, фильм Вроде все на месте: и красивая картинка, и нестандартная форма, и хорошие актеры, а что-то раздражает.
Кадр из фильма

В прокат вышел фильм Михаила Сегала «Рассказы», названный автором протестным, а критикой – подобием «Фитиля» и «Ералашем» для взрослых. Прокату, как водится, предшествовала премьера в «Октябре» (и, как водится, с опозданием начала мероприятия больше чем на час). Перед просмотром режиссеру Сегалу не только понадобилось представить абсолютно всех работавших на картине, но и сказать о каждом пару слов. Казалось бы – правильный демократический подход, но что-то раздражало. Так и хотелось сказать: ребята, вообще у вас столичная премьера, а не показ для родных и друзей. Представьте, что вы пришли на премьеру в театр, а на сцену вышли декораторы, монтировщики сцены, представители гримерного, костюмерного цехов...

Такое же впечатление осталось от фильма – вроде бы все на месте: и красивая картинка, и нестандартная форма, и хорошие актеры, и посмеяться есть над чем. А что-то раздражает. Отсутствие чувства меры?

Фильм состоит из четырех новелл, закольцованных зачином и развязкой. Автор приходит в редакцию за рукописью своих рассказов, где и слышит, что нынче их не читают, а хорошо продается роман. Рукопись летит в корзину, откуда ее выуживает местная администраторша почитать от нечего делать. Далее идет видеоряд с читающей в главной роли. Прием будет действовать и в остальных новеллах, когда очередной случайный читатель предстает и главным действующим лицом.

Не сразу понимаешь, что, собственно, происходит в первой новелле, а когда разберешься, оказывается: чистый Гоголь. Парочка хочет заранее четко отрепетировать, как вести себя на собственной свадьбе, и очень сильно этим озабочена. Импозантный и безупречный устроитель праздников (великолепная работа Андрея Мерзликина) расписывает сценарий свадьбы буквально посекундно. Доходит до фантасмагории, когда паре на выбор представляются не только баянист и певица, но и будущие любовники и любовницы сторон. Эта абсурдистская комедия под названием «Мир крепежа» в 2011 году получила главный приз в конкурсе «Кинотавр. Короткий метр» и была с таким восторгом принята, что к последнему «Кинотавру» Сегал доснял к ней еще три своих рассказа. И уже полнометражный фильм «Рассказы» получил на нем Приз имени Григория Горина за лучший сценарий, а также диплом Гильдии киноведов и кинокритиков РФ.

Следующий читатель рукописи – мелкая редакционная сошка, презентовав механику в автосервисе конверт с пятитысячными купюрами, получает талон техосмотра. Так начинается вторая новелла – «Круговое движение». Механик, доложив в конверт пятитысячных, вручает его начальнику ОВИРа и получает заграничный паспорт в обход очереди. Начальник ОВИРа, доложив в конверт пятитысячных, вручает его ректору вуза, дабы пристроить неразумное дитятко на первый курс. Ректор (единственный, кто из всех поначалу отказывается от мзды, мучается и переживает; ох уж эта недобитая интеллигенция!) докладывает пятитысячных и вручает конверт хирургу, который теперь будет оперировать его мать. Хирург, доложив пятитысячных, вручает конверт военкому... Стоп, не вручает, а лихорадочно сует в туалетной кабинке – а где еще дашь взятку в многолюдном военкомате? – и нечаянно роняет конверт в унитаз. Военком купюры сушит, докладывает свои и вручает конверт застройщику, чтобы получить квартиру вне очереди и прав. Тут катавасия с конвертами кончается, потому что застройщик вместо мзды-денег обещает губернатору выделить квартиры для города. А тот отправляется к самому президенту (еще одна отличная работа – Игоря Угольникова), который, весь в белом, принимает его на бескрайней лужайке для гольфа и поучает зачитыванием цитат из Карамзина, Ключевского и Алексея Толстого. А также намекает, что пора и на покой, но соглашается оставить на посту в обмен на лояльность и голоса на выборах. Социальный гротеск, Салтыков-Щедрин и прелесть что такое (ОВИР и больница – абсолютные копии из нашей реальной жизни), но... Длинновата цепочка, перебор с количеством рук? (И мысли, что Гайдаю, например, хватило бы одной этой новеллы, чтобы сделать великолепную полнометражную комедию.)

Третья новелла «Энергетический кризис» (ее читает уборщица издательства) – мистическая и самая слабая. В области пропал ребенок, собаки потеряли след; в таких случаях полицейский начальник вызывает заведующую библиотекой имени Пушкина, у которой «сильная энергетика». Преклонных лет дама (Тамара Миронова) в пушкинской «крылатке» входит в транс и пушкинскими же стихами вещает о местоположении и состоянии потерявшейся девочки. А когда замерзший в полях ребенок достает из ранца восьмой том Пушкина и для сугрева поджигает его, библиотечная дама мало хлопается оземь – возгорается вся в книжных, откуда ни возьмись, страницах. Возгорается и пустое место на библиотечной полке между седьмым и девятым томами Пушкина. Метафора не удалась. Выспренно, надуманно и похоже на дипломную студенческую работу во ВГИКе. К тому же способный потеряться ребенок лет восьми вряд ли способен носить с собой том Пушкина из собрания сочинений. Зачем он ему?

Последняя новелла «Возгорится пламя» – самая удачная. Герой ее – тот самый издатель (Константин Юшкевич), который отказал писателю. В пробке он знакомится с прелестной девушкой (Любовь Новикова) моложе его раза в два, если не в три. Влечения вспыхивают, и отношения осуществляются мгновенно, парочка то и дело кидается в секс (в том числе в ресторанном туалете. После чего герой будет отсыпаться в редакционном туалете. Уже третий туалет на один фильм). Как все влюбленные, они начинают искать друг в друге похожести, как влюбленный из советской эпохи, он начинает делиться с ней самым дорогим – песнями Высоцкого, изложением мыслей под Гришковца... И тут обнаруживается, что прелестное создание не знает, что такое губчека, думает, что Дзержинский – это писатель, а «Мурку» наваяла одна из современных групп. А еще сожалеет, что так много народу погибло на войне – «тысячи, а может, и десятки тысяч». Возлюбленный злится, возлюбленная в отчаянии пытается реабилитироваться: «Я знаю, что немецкие танки дошли почти до «Икеи». После чего герой, невзирая на отличный секс, уходит: «Мы живем на этих костях, трахаемся на этих костях, и кофе твой тоже из этих костей, а ты так и не научилась их считать. И хочешь, чтобы у меня после этого на тебя стоял!» – «Ты можешь просто со мной трахаться...» – «С тобой не о чем трахаться...» Здесь режиссер очень четко показал разницу поколений, разницу культурных кодов и светлый образ нынешних молодых. Родства не помнящих, тянущихся исключительно к потребительству и искренне недоумевающих на предмет того, что человеку что-то еще нужно для счастья, кроме Интернета (гаджетов), хорошей машины и качественного секса. Неудивительно, что новеллу эту уже разобрали на крылатые выражения.

Чтобы закольцевать финал, писатель из зачина спел рэп. Но и без редакционного зачина и финального рэпа было бы неплохо. Снять бы просто четыре новеллы – без затянутостей и переборов, не педалируя и не давя, тоньше, легче, – и кино получилось бы аховое.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1911
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3933
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2971
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2431

Другие новости