Большой фестиваль мультфильмов проводится уже в шестой раз, и в этом году он разросся до 400 фильмов и 50 программ. Разнообразие, которое практически невозможно охватить, что, впрочем, недостаток всех крупных смотров. Помимо показов будут «Фабрика мультфильмов», встречи с мастерами и даже выставка «Герои анимации». Проще назвать то, без чего фестиваль обойдется: не будут обсуждаться актуальные проблемы анимации, потому что программные директора Мария Терещенко и Дина Годер в течение года поднимают эти темы в своих статьях. Зачем повторяться? При отборе работ молодых или уже давно зарекомендовавших себя аниматоров организаторы фестиваля, полагаясь на свой вкус, нередко выбирают и те ленты, в которых, возможно, не все интересно, но есть какие-то оригинальные приемы или повороты.
Анимационные ленты, сделанные студентами и профессионалами из России, представлены в программе «Премьеры». По словам Дины Годер, если раньше мультфильмы для одной российской программы приходилось отбирать среди работ за последние два года, то теперь за один год набирается мультфильмов на две программы. Правда, дела с «кино взрослых людей» обстоят не очень хорошо: мастера анимации нечасто радуют новыми работами, и взрослых программ на фестивале стало меньше.
Отсутствие новинок компенсирует программа «Имена», в рамках которой не только покажут работы Гарри Бардина, Михаэлы Павлатовой, Гила Алкабеца и Изабель Фаве, но и проведут встречи с этими режиссерами.
Разумеется, «старая школа» не исчезает, а перерождается в новых талантах: параллели с советскими мультфильмами можно усмотреть в ряде работ молодых режиссеров. «Чинти» Натальи Мерзоян, в котором технику чайной анимации синтезируют с 2D-графикой, поначалу напоминает «Путешествие муравья» Эдуарда Назарова. Но потом превращается в притчу, замешанную на индийском колорите и китайском чае. Анимацию, конечно, трудно представить без некоего положительного посыла: наравне с историями-притчами на Большом фестивале мультфильмов существуют и озорные байки. Например, «Зеленые зубы» Светланы Андриановой рассказывают школьную страшилку, которая заставляет человека измениться в лучшую сторону. Стилистика выбрана очень точно: нарисовано в лучших традициях школьной живописи на полях тетрадей по русскому языку или математике, а простоватый текст за кадром читает сбивчивый детский голос.
2012 год для российской анимации – юбилейный. 100 лет назад появился мультфильм Владислава Старевича «Прекрасная Люканида, или Война рогачей и усачей». С него начинают отсчет отечественная анимация и мировое кукольное кино. Чтобы рассказать о тех временах, когда анимация была совсем молодой, организаторы фестиваля совместно с Госфильмофондом и РГАКФД извлекли из архивов шесть мультфильмов, созданных в период с 1912 по 1929 год. Показы будут с оригинальным музыкальным сопровождением – вживую сыграет эстонская группа Criminal Еlephant. Коллектив выбрали не случайно: лидер группы – Каспар Янцис – режиссер-аниматор, его «Виллу Андропофф» будут показывать в программе «Победители». В этой категории показывают иностранные ленты – лауреатов различных фестивалей. К столетнему юбилею на ARTPLAY приурочена и мультимедийная выставка «Герои анимации», на которой можно будет ознакомиться с богатой историей отечественной анимации на примере рисунков более 60 известных персонажей: от Пластилиновой вороны до Маугли. Выставка начнется одновременно с фестивалем, а закончится 10 ноября.
Открыла Большой фестиваль мультфильмов полнометражная французская лента «Эрнест и Селестина», основанная на одноименном комиксе. Это красиво нарисованная история о дружбе медведя и мышки, которых разделяют не только разность видов, но и старинные предрассудки. Мыши построили город под землей, а медведи – на поверхности. Большой Злой Медведь – страшный персонаж детских сказок, которым пугают мышат, а Мышь, ворующая зубы медвежат, наводит ужас на матерей-медведиц. В этой непростой обстановке герои находят себя и свое место в жизни.
Полнометражные французские мультфильмы представляет также работа Патриса Леконта «Магазинчик самоубийств». Режиссер «Девушки на мосту» перенес на экран депрессивный мир комикса Жана Теле, где каждый хочет перерезать нить собственной жизни. Убийственную рутину нарушает рождение радостного ребенка Алана. Ему повезло появиться на свет в семье потомственных торговцев смертью, которые держат магазинчик самоубийц. Из Алана пытаются выбить жизнерадостность все: от рисующего мрачные картины брата Винсента до главы семейства с необычным для француза именем Мисима. Но мальчик не сдается, наоборот, даже пытается вернуть интерес к жизни всему городу. Мультфильм довольно органично совмещает в себе 3D, жанр мюзикла и стилистику, в которой чаще других работает Тим Бертон. Черный юмор в анимации не менее популярен, чем гротескная жестокость: корейского «Короля свиней» сравнивают с «Повелителем мух». Разумеется, все мультфильмы маркированы возрастным рейтингом: новая работа Леконта запрещена к просмотру лицам младше 18 лет, а вот «Король свиней» будет доступен и тем, кому исполнилось 14.
В третий раз в рамках фестиваля пройдет «Фабрика мультфильмов»: с 3 по 5 ноября дети смогут активно влиться в процесс создания анимационных проектов. 20 «цехов», «вакансии» от автора персонажей до актера дубляжа или аниматора. Здесь также научат делать мультфильмы в разных техниках: сыпучая, пластилиновая, кукольная, компьютерная анимация, stop-motion и так далее.
На Большом фестивале мультфильмов покажут лучшие фильмы фестиваля «Таруса 99» («На краю Земли» Константина Бронзита, «Унесенные ветром» Александра Татарского и другие), сборник фильмов студии Tandem Films (создатели популярных роликов о коте Саймоне), молодую швейцарскую анимацию. Систематизировать отобранные ленты так же трудно, как вкратце перечислить. Организаторы утверждают: только назвать все мультфильмы займет не менее двух часов. Все посетить, конечно, не удастся, но в ситуации широкого выбора может возникнуть чувство большой детской радости. Приятно, что ее с российскими любителями анимации разделили франкоговорящие гости столицы, а также группа швейцарцев. Бросается в глаза и то, что среди посетителей фестиваля взрослых порой больше, чем детей. Примечательна характеристика, услышанная в толпе: «Многие идут просто на фестиваль, а не на конкретный мультфильм». Значит, радость есть.