Была бы его воля – Лагерфельд создал бы новую религию.
Экспозиция под названием Little Black Jacket состоит из 113 фотографий из новой книги Карла Лагерфельда. В их создании приняли участие самые разные мировые знаменитости: от актеров до дизайнеров, от Сары Джессики Паркер до Хайдера Аккермана, от Ванессы Паради до Милы Йовович. То есть «друзья Дома», как их скромно именует Карл Лагерфельд. Все они позируют на снимках в неизменном «маленьком черном жакете». Его надевают на голову, кутаются в него, молятся в нем – каждый человек, принявший участие в проекте, сам решал, как именно использовать этот предмет одежды. Название же проекта Little Black Jacket придумано самим Лагерфельдом – по аналогии с «маленьким черным платьем».
«Маленький черный жакет» заслуживает внимания, обращенного на него сегодня. Его прообраз появился еще в 1916 году, когда Коко Шанель создала самый простой черный кардиган с карманами. Сшит он был из тонкой текучей шерстяной ткани, используемой в то время лишь для нижнего мужского белья, что вызвало настоящий фурор в мире моды. Время шло, и стремление женщин получить удобную одежду, в которой можно было бы ощущать себя наравне с мужчинами, заставляло Шанель бесконечно экспериментировать, результатом чего стало появление в 1937 году той модели жакета, которая сегодня нам наиболее привычна. Он идеально облегает фигуру и при этом не сковывает движений. А за счет того, что Коко пустила по нижней кромке жакета тонкую проволоку, он всегда отлично держал форму. И в каком-то смысле это была революция в мире моды, победа простоты, удобства и лаконичности.
Павильон на территории Центра дизайна Artplay, где работает экспозиция, граничит со строительной площадкой, заваленной бетонными блоками. Ее загораживает лишь огромный черный баннер с названием выставки. Карл Лагерфельд на открытие не приехал и отметить подобное соседство не мог, однако он скорее всего был бы доволен выбранным местом. То, что экспозиция размещена вблизи хаотично заваленной территории, кристаллизует идею знаменитого дизайнера, донести которую он и пытается с помощью своих фотографий. В мире, тем более в модном мире, все меняется очень быстро, тренды приходят и уходят, одни дизайнеры сменяют других, целые дома моды разоряются и появляются вновь. Но Chanel остается и будет существовать, по мнению кутюрье, если не вечно, то уж точно дольше своих конкурентов.
В съемках для книги Лагерфельда приняли участие самые разные знаменитости. Фото пресс-службы Chanel |
Более того, после просмотра выставки создается впечатление, будто последний денди, как часто называют Карла Лагерфельда, претендует уже на роль не то что известного дизайнера, а почти основателя новой религии. Была бы его воля, он бы давно канонизировал Габриель Шанель. Однако такой возможности у него нет, поэтому он занимается возведением в культ вещей, созданных Коко. Это уж точно в его власти. Неслучайно на одной из представленных фотографий жакет Chanel используется в качестве одеяния монахини, в руках которой четки заменены бусами, а кресты на них – известным логотипом модного Дома.
И Лагерфельд может позволить себе создавать подобные работы. Негласно он давно уже занял место главного мирового дизайнера. Он стал художественным директором Chanel еще в 1982 году, спустя всего лишь 10 лет после смерти великой Коко, и с тех пор является неотъемлемой частью модного Дома. А в наше время, когда дизайнеры все чаще походят на успешных (или не успешных) маркетологов, столь долгий срок оставаться в первых рядах fashion-индустрии – это поистине большое достижение.