0
1357
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

26.10.2012 00:00:00

Красота – в глазах смотрящего

Тэги: дизайн


дизайн Музейная классика дизайна до сих пор находится в производстве – ее можно купить и поставить дома.
Фото пресс-службы Welcome to design

В октябре, уже как обычно, в столице прошли Московская неделя дизайна (9–15 октября) и итальянская торговая выставка-ярмарка iSaloni Worldwide Moscow в «Крокус Экспо» (10–14 октября). В этом году концентрация дизайна в городе была дополнительно повышена выставкой итальянских дизайнерских достижений Welcome to design на «Красном Октябре» (продлится до 28 октября). Эти события являются хорошим поводом поговорить о современном итальянском дизайне и о том, каким он предстает в глазах российских потребителей.

Выставку в «Крокус Экспо» принято представлять как российскую премьеру миланских новинок – тех, которые появляются в апреле на миланском Salone del Mobile. Но даже беглый осмотр московской экспозиции никакого сравнения с миланской не выдерживает. Большинство лидеров дизайнерской индустрии: компании Minotti, Moroso, Edra, Kartell, Vitra и др. – в московской выставке не участвуют. Приятным исключением этого года стал объединенный стенд Poltrona Frau, Cassina, Cappellini – где, однако, никаких новинок 2012 года представлено не было: оказывается, компании просто не успевают к октябрю наладить выпуск и организовать поставки в Россию тех моделей, которые в единственном экземпляре были готовы к апрелю. Хотя, впрочем, и нужды никакой в этом нет: запросы и вкусы российских потребителей лежат совершенно в другой плоскости. Ажиотаж закупщиков из регионов – а они составляют большую часть аудитории московской выставки – вызывают диваны, обитые черно-бурой лисой, и тумбочки с отделкой из норки. На их фоне даже весьма пафосная мебель под маркой Fendi Casa выглядит верхом изящества, элегантности и хорошего вкуса и по праву занимает место в павильоне, маркированном «Дизайн», а не «Классика».

Вины организаторов – компании Cosmit – в этом нет никакой: выставка же коммерческая, кто готов оплатить стенд и привезти свою экспозицию, тот и приехал. Да и вины самих экспонентов тоже нет – они же бизнесмены, а не меценаты и не самоубийцы. Каков спрос, таково и предложение – закон рынка. А дизайн – великий итальянский дизайн, который не просто жив, а живее всех живых, – он остается уделом эстетов, фанатов и профессионалов, которым от норковых тумбочек просто тошно. И вот для них итальянцы – та же компания Cosmit, которая продает выставочные площади на iSaloni Worldwide Moscow, – приготовили совершенно другую программу, после знакомства с которой становится как белый день ясно, что итальянский дизайн – это не то, что думают о нем покупатели из Ставрополя и Сургута, и не то, что могло бы представиться непосвященному зрителю, случайно зашедшему на выставку в «Крокус Экспо». На самом деле итальянский дизайн – это великие имена, великие компании, история которых длится веками, это неиссякающая креативность и энергия, особый вкус, не похожий ни на чей другой, и особые отношения со временем и историей. Доказательств этого тезиса было предостаточно на мастер-классах итальянских дизайнеров и архитекторов, организованных Cosmit и ICE (Институт внешней торговли Италии), а также на выставке Welcome to design, идущей под эгидой Cosmit и итальянского посольства.


Выставка Welcome to design представляет собой условный итальянский дом, сочетающий предметы дизайна разного времени.
Фото пресс-службы Welcome to design

Выставка Welcome to design представляет собой условный итальянский дом с гостиной, столовой, кабинетом, ванной, террасой и другими комнатами. Каждая обставлена произведениями лучших дизайнеров ХХ века: Джо Понти, Ле Корбюзье, братьев Маджистретти, Гаэтано Пеше, Джо Коломбо, Марио Беллини, Гае Ауленти и десятков других. Все это – классика итальянского и мирового дизайна, почти музейная экспозиция, но что важно – музейная классика, которая до сих пор находится в производстве, которую можно купить и просто поставить дома. Рядом с историческими шедеврами – работы современных, ныне живущих дизайнеров: Филиппа Старка, Антонио Читтерио, Ферруччо Лавиани, Матали Крассе и т.д. В этом соединении скрыт особый смысл: именно так выглядят лучшие итальянские дома, созданные несколькими поколениями владельцев. Там среди старых стен 200- или 300-летней виллы 40 лет назад появилась лампа-арка Вико Маджистретти для Flos, 20 лет назад – соковыжималка Филиппа Старка для Alessi, пять лет назад – пластиковые стулья от Kartell, а завтра появится новая сногсшибательная люстра Марселя Вандерса или стол от эпатажных Studio Job. Также в абсолютно новой современной квартире живут и естественным образом сосуществуют антикварный комод XVIII века, плетеный довоенный стул и суперсовременная техника.

В том числе об этом рассказывал на мастер-классе один из гостей выставки, умный и харизматичный архитектор Флавио Альбанезе, посвятивший свое выступление не столько обсуждению архитектурных и дизайнерских концепций, сколько философии, с которой в наши дни нужно подходить к проектированию. Он много говорил о любви, радости, счастье и других эмоциях, которые должен вызывать дизайн, и на вопрос о том, как они могут быть выражены, привел пример собственного жилья: «Во всех моих домах и квартирах нет продуманного дизайна, а есть дизайн «естественный», спонтанный – их наполняют вещи, которые собрались за всю мою жизнь. Каждая вещь напоминает мне о чем-то – о том, как я любил, как расставался, как был счастлив, как переживал. В доме в Виченце хранятся 22 тысячи моих книг и около 20 тысяч журналов, собранных за 40 с лишним лет, а вокруг царит архитектура Палладио. В доме на острове Пантеллерия чувства другие: это вулканический остров, и сам вид дома, его конструкция и жизнь в нем обусловлены суровой природой».

О том же, но в совершенно ином ключе говорили другие участники программы мастер-классов Лаура Сартори Римини и Роберто Перегалли из миланской Studio Peregalli – архитекторы и дизайнеры интерьера, строящие дома и оформляющие интерьеры в классическом духе. Их горячий протест против ощущения новодела, которого, по их мнению, не должно быть даже в только что законченных домах, вызвал, с одной стороны, понимание профессиональной и искушенной аудитории, а с другой – заявление одной слушательницы о том, что она никогда не поймет, зачем нужно свежепокрашенную стену покрывать пятнами и старить так, чтобы она выглядела несвежепокрашенной.


Выставка Welcome to design представляет собой условный итальянский дом, сочетающий предметы дизайна разного времени.
Фото пресс-службы Welcome to design

По новорусскому стремлению к роскоши косвенно прошелся в своем выступлении и еще один гость iSaloni – прославленный индустриальный дизайнер Родольфо Дордони, арт-директор фабрики Minotti и создатель тысяч вещей, находящихся в производстве последние 30 лет. Его стиль в России заклеймили как «роскошный минимализм», с чем сам маэстро отнюдь не согласен: «Слово «роскошный» производит не очень хорошее впечатление, я бы не стал его употреблять по отношению к дизайну. Мы можем использовать дорогие материалы – кожу, замшу, ценное дерево, но их употребление не выходит за рамки здравого смысла, и пока это так, это корректно. Роскошь – это излишество, и это неприменимо к тому, что я делаю».

Как пример Дордони привел свой любимый материал – выдувное муранское стекло: «Мурано – это традиция и технология, которые не меняются уже сотни лет. Работая с дутым стеклом, придумать что-то новое очень сложно и приходится каждый раз изобретать – в исходном смысле слова. И это меня каждый раз изумляет».

В этом, видимо, и состоит принципиальная разница между нашим подходом к дизайну и итальянским: им ценны традиция и аутентичность, скромность, достоинство и скрытая ценность, нам – ощущение новизны, дороговизны и мещанское желание самолюбования и показушничества, похвальбы. И не важно, хвалимся мы перед соседкой Мариванной с лавочки у подъезда или соседом Романом Альбертовичем из рядом лежащей усадьбы.

Хочется верить, что итальянцы, если будут так же настойчивы, смогут со временем это поправить. Почему такая вера в их всесилие? Потому что чем больше знакомишься с итальянским дизайном, его идеями и людьми, тем отчетливее понимаешь, что на фоне их трехтысячелетней истории декоративно-прикладного искусства и интерьера мы – просто потерявшиеся дети. И хотя сейчас руководство выставки и представители посольства открыто благодарят россиян за то, что спрос на итальянскую мебель в России вырос на 15% за год и наши деньги во многом спасают итальянскую мебельную индустрию от краха в условиях падающей экономики, на самом деле это нам надо бы поблагодарить их за то, что они не просто продают россиянам свои столы и диваны, как папуасам – бусы, а еще и возят к нам образованных, продвинутых лекторов и дизайнерские выставки, где мы можем хотя бы глазами прикоснуться к тому, что такое итальянский стиль и образ жизни.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Ольга Соловьева

Отечественным чиновникам предстоит выбирать между интересами производителей и потребителей

0
464
В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

Иван Родин

Врио главы республики сокращает расходы админресурса на тройную кампанию

0
334
США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

Михаил Сергеев

Российский бизнес требует пересмотра участия РФ в Парижском соглашении

0
410
Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Екатерина Трифонова

Конституционный суд опять напомнил, что после обвинительного приговора бесплатные адвокаты исчезают

0
426

Другие новости