В Стамбуле стартовала первая биеннале дизайна, которая была организована Фондом культуры и искусства IKSV и продлится до середины декабря. Участие в ней принимают более 300 дизайнеров и архитекторов из 46 стран мира. Открывая биеннале, председатель IKSV Белент Эзажибаши отметил: «Мировая общественность воспринимает Стамбул, как город знаменитый своей историей и традициями. Мы хотим показать, что это место обладает еще и огромным творческим потенциалом, а также разъяснить местному сообществу важность дизайна для промышленности, экономики, культуры и повышения качества жизни».
«Несовершенство» – так сформулировал тему биеннале Дэйан Суджик, директор Лондонского музея дизайна и член консультативного совета биеннале. По мнению Суджика, Стамбул как город, с многочисленными культурными слоями, заряженный энергией социального и культурного развития – самая лучшая платформа для изучения «Несовершенства», «так как именно этот город создает огромное количество полезных и красивых вещей, черпая вдохновение из несовершенного, неточного и непостоянного». В основе программы биеннале лежат две выставки, каждая из которых по-своему исследует широкий круг областей, связанных с дизайном – от градостроения, промышленного и графического дизайна до архитектуры, моды и медиадизайна. Куратором первой под названием Muzibet (бедствие) стал турецкий архитектор Эмре Аролат, концепцию второй – Adhocracy (ad-hoc переводится как ситуативный) – разрабатывал американский архитектор и главный редактор журнала Domus Джозеф Грима.
Выставка Muzibet проходит в здании Музея современного искусства и ставит своей целью критику трансформаций, происходящих в современном Стамбуле. Особенно акцентируется на процессе «облагораживания» жилых районов, ставших причиной серьезных противоречий. В экспозиции современные проекты турецкого жилищного строительства сравниваются с похожими проектами из других стран. В фойе перед входом показывают документальный фильм, от просмотра которого возникает ощущение тревоги. На фоне быстро сменяющихся картинок Стамбула с заброшенными старыми домами, торчащими, как вставные зубы, небоскребами и медленно ползущими в постоянной пробке машинами, жители города рассуждают о том, какие проблемы они испытывают от неграмотного и стихийного его развития. Чтобы попасть собственно на саму выставку, надо пройти через неприветливую железную калитку. За этой решеткой пространство делится на два мира, которые сосуществуют друг с другом в постоянном противоречии. Первый – темный узкий коридор, где периодически раздаются таинственные звуки и распространяется душноватый сладкий аромат (специально разработанный для выставки). Коридор олицетворяет собой «Бедствие», которое нависло над городом.
Из коридора можно попасть в параллельный мир, разместившийся в небольших комнатках, протиснуться в которых не так просто. Эти крошечные пространства, в которых помещается не больше двух-трех человек, воспринимаются как тюремные камеры. Но на самом деле это выходы, намекающие на то, что решение проблем существует. Комнат много и без внимательного прочтения аннотации совсем не очевидно, как они встраиваются в контекст заданной темы. В одном из многочисленных залов зрителю предлагается сыграть в игру под названием Istambul-O-Matic. На полу расположены площадки: «архитектор», «турист», «местный житель», «инвестор», «мэр», «защитники окружающей среды», на стене изображен темный силуэт города. В зависимости от того, на какой площадке стоит игрок, силуэт меняется, а если в игру вступают два и больше игроков, то к одним силуэтам добавляются другие. Именно этот сценарий развития города, в котором учитываются разные точки зрения, по мнению группы авторов проекта, является единственно правильным. Другой проект Infraordinary вторит предыдущему: пол и стены разрисованы непонятными силуэтами, а в воздухе подвешены бесформенные фигуры. Здесь стоит «прицел», при взгляде через который бесформенные пятна и фигуры сливаются в единый силуэт города. Но стоит сделать шаг в сторону, как весь город начинает разваливаться на куски, наглядно демонстрируя, что, используя только одну точку зрения, невозможно построить полноценный город.
Adhocracy разместилась по соседству. «Ситуативный» (ad-hoc) здесь противопоставляется бюрократии (bureaucracy), подразумевающей безразличные ко всему, не гибкие, тормозящие развитие системы. Adhocracy – это любая форма организации, которая ищет новые возможности, решает проблемы и получает результат. Грима считает, что мир находится на пороге третьей индустриальной революции.
Если предыдущая революция вела к производству безликих серийных объектов, идеально соответствующих прототипу, то новый этап предлагает создавать вещи уникальные, обладающие индивидуальностью, а производство из гигантской фабрики превращается в небольшую мастерскую.
На территории выставки Грима создал лабораторию, наполненную проектами, меняющими процессы взаимодействия между дизайнером, производителем и конечным потребителем. Так, проект группы blablaLAB печатает на 3D принтере миниатюрные фигурки посетителей, для чего им необходимо встать между тремя сканерами, установленными рядом (фигурку можно забрать в качестве сувенира). Группа, возглавляемая архитекторами Хосе Рамоном Трамоэросом и Дениз Манисали, поставила 3D принтер на тележку, которая разъезжает по улицам Стамбула. Прохожие на компьютере придумывают дизайн, заносят его в базу данных и распечатывают изделия, используя шоколадную пасту или плавленый сыр. По окончании биеннале базу данных передадут Пако Моралесу, известному повару, открывшему ресторан авангардной кухни в Валенсии, для дальнейшего использования в меню ресторана.
Проект Open Structures Toys демонстрирует универсальный конструктор, из частей которого местные ремесленники создали серию предметов различного назначения. В этом же направлении работает и Тристан Копп – его проект produSER предполагает создание набора деталей, которые сложно произвести самостоятельно, но легко соединить, используя подручные материалы (на выставке представлен велосипед, детали которого соединены не привычными металлическими трубками, а ветками). Еще одна группа дизайнеров демонстрирует проект Arduino – небольшую программирующуюся плату конечные пользователи превратили в сейсмограф, дозиметр, детскую игровую приставку и диктофон.
Проект Drone Journalism из Любляны предлагает новый подход к созданию журналистских репортажей. Micro Air Vehicles – это крошечная видеокамера, закрепленная на небольшом устройстве, напоминающем стрекозу. В зале демонстрируют снятый с ее помощью фильм – пролетая над опасным, перекрытым полицией районом, камера запечатлела столкновения демонстрантов с представителями правопорядка. Проект Imagine из Мексики дает старым вещам новую жизнь: из оружия, отобранного у наркоторговцев, Педро Рейез создал музыкальные инструменты (группа музыкантов развлекала гостей, используя их во время открытия выставки).
Одним из самых загадочных участников стал проект группы парижских «партизан»-хакеров, называющих себя LesUX. Группа состоит примерно из 120–150 человек, но их имена никому не известны. Зато им известны все подземные ходы Парижа, дающие доступ практически в любой дом. Так в 2006 году на протяжении долгого времени LesUX проникали по ночам в здание Пантеона, где проводили артистические перформансы и заодно чинили часы, не работающие с 1960 года. Чтобы спрятать необходимые для этого инструменты и инвентарь, они придумали кресла, которые, будучи составленными одно на другое, напоминали деревянные паллеты и днем не вызывали подозрения у сотрудников Пантеона. Кресла и фильм, повествующий об этом проекте, показывают на чердаке здания.
Параллельно этим двум главным проектам до 12 декабря в Стамбуле пройдет еще много небольших выставок, мастер-классов и круглых столов, во время которых участники смогут обменяться идеями и мнениями и предложить миру свой альтернативный взгляд на грядущее развитие дизайна.