0
957
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

19.10.2012 00:00:00

Эксперимент, авантюра или шутка гения

Тэги: фильм, премьера


фильм, премьера Продюсер Елена Степанищева, музыкант Сергей Шнуров и режиссер Борис Хлебников на премьере фильма "Пока ночь не разлучит".
Фото ИТАР-ТАСС

Все значимые кинопремьеры проходят в кинотеатре «Октябрь» и обставляются пафосно, присутствием VIP-персон и неким красочным действием в фойе (например, на премьере «Спасибо, что живой» раскинули настоящий восточный базар, даже и с живностью). На премьере прошлой недели картины Бориса Хлебникова «Пока ночь не разлучит», ничего подобного не наблюдалось. Ни действ, ни VIP-персон – лишь стояли шеренги фужеров с шампанским по всему пространству фойе второго этажа. Даже раздевалку, и ту по поводу премьеры не открыли. Непафосность дошла до такой степени, что у каждого третьего в зале обнаружилось ведро с попкорном в руках. Подумалось на мгновенье: а точно тут премьера и точно – Хлебникова? Чай, не последний режиссер в отечестве. А возможно, и первый.

Премьера началась с поименного перечисления: сценарная группа... режиссерская группа... операторская группа... костюмерный цех... гримерный цех... звук... постпродакшн... Когда дело дошло до актеров, на сцену потянулись Алиса Хазанова, Дарья Екамасова, Любовь Толкалина, Оксана Фандера, Мария Шалаева, Алена Долецкая... Наконец микрофон взял сам виновник торжества – Борис Хлебников и первым делом сообщил: «Сегодня не самый удачный день для премьеры». И он имел в виду не международный день психического здоровья: «Ушли двое наших товарищей, но отменять все было поздно». Я было решила, что случилось что-то с двумя членами съемочной группы, но окружающие заверили – речь о только что ушедших от нас Эдуарде Володарском и Марине Голуб. Хлебников тем временем отвесил поясной поклон залу со словами: «Спасибо всем, кто поверил в эту авантюру». А также сообщил, что фильм – малобюджетный и сделан всего за 100 тыс. долл. Пресс-релиз пояснял, что «Пока ночь не разлучит» – первый в российском кино пример краудсорсинга, то есть коллективного вклада труда и времени в реализацию общей идеи. Это значит, что участники съемочной группы и актеры работали в проекте в обмен на долю от будущей прибыли в прокате и продаж фильма на ТВ. Но тут еще со сцены прозвучало: «Мы снимали его на фотоаппараты» – а это как понимать?

Многие уже знают, что сценарий фильма написан по подслушанным разговорам посетителей ресторана «Пушкинъ», опубликованным когда-то в журнале «Большой город», и что снимался он в не менее пафосном ресторане The Most. Меня лично фильм заинтересовал, когда Оксана Фандера, будучи в «Вечернем Урганте», на просьбу Ивана рассказать о картине выдала: «Фильм о людях, которые получают питание в буржуазном месте. Это истории людей, которые питаются, и истории людей, которые их обслуживают. Там есть мат, Шнур и много драки в конце». Как косноязычны бывают красавицы, подумалось мне тогда, а оказалось, что Фандера охарактеризовала фильм очень даже точно. Более того, предлагаю считать сказанное ею лучшей на него рецензией.

«Пока ночь не разлучит» зовется в пресс-релизе экспериментом. Я даже не знаю, можно ли назвать получившееся цельной комедией, скорее это набор скетчей, объединенных местом действия – кухней и залом ресторана. В кухне – гастарбайтеры, в зале – типажи столичного бомонда. Последних изображают не только известные актеры, но и просто звездные персоны. Собственно, в полной мере играют в картине трое – Сахат Дурсунов (су-шеф – туркмен), Александр Яценко и Евгений Сытый (официанты), все прочие – эпизодники, возникающие в кадре на минуту-другую-третью, зачастую даже без слов. Это посетители ресторана – режиссер Василий Бархатов, футбольный комментатор Василий Уткин, сценаристка Дуня Смирнова (с единственной фразой: «Мы уже ели беляши»). Побольше эпизод у Алены Долецкой, которая много лет руководила журналом Vogue, – в ее случае можно даже говорить об игре, и неплохой. Еще в этом смысле впечатлила Анна Михалкова, ухитрившаяся в отведенные ей минуты четыре сыграть, как всегда, превосходно. А рок-музыкант Сергей Шнуров весь фильм воздерживается от водки и молча ненавидит арфистку – чтобы в конце начать дуть стопку за стопкой и ринуться в гущу начавшегося махалова.

Но больше всего впечатлил мат, звучащий с экрана. Конечно, люди именно так и говорят между собой, поскольку это главное экспрессивное средство языка, но когда вся вариативность богатого русского мата доносится с экрана с периодичностью раз в 10 минут – как-то поеживаешься с непривычки. Кстати, мат – единственное общее у кухни и зала: и там, и там он одинаково употребим. Не знаю, эксперимент «Пока ночь не разлучит» или шутка гения, но доля абсурдности, безусловно, там присутствует – не столько в фильме, сколько в изображаемой им действительности. Название, кстати, никоим образом ничего не отображает – такое ощущение, что открыли книгу по принципу: 186-я страница, второй абзац сверху, и обнаруженную фразу взяли названием к фильму.

Вопрос: ради чего был снята картина, кроме ради посмеяться? Может, ради последних кадров, когда кухонные гастарбайтеры вываливают в зал и снимают на свои мобильники побоище между «белыми людьми»? Возможно.

Оказалось, и после финала картины есть чему удивиться. Зал, состоящий из друзей, семей, соратников и компаньонов (и только что бодро ржавший на каждом матерном слове), похлопал премьере ровно минуту, вскочил и дернул на выход. Того ли ждали создатели фильма? Возможно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1886
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3901
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2940
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2403

Другие новости