0
1270
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

12.10.2012 00:00:00

Вождь, Поэт и Пеликан

Тэги: выставка, дизайнер, финн юль


выставка, дизайнер, финн юль В середине XX века такое цветовое решение было необычно, особенно для сдержанных датчан.
Фото пресс-службы Bulthaup

В Санкт-Петербурге в галерее дизайна Bulthaup открылась выставка «Дом Финна Юля», посвященная 100-летию со дня рождения классика датского дизайна. Вождь (Chieftain), Поэт (Poet) и Пеликан (Pelican) – так называются диван и кресла, которые в числе прочих экспонатов можно увидеть на выставке, организованной при поддержке Генерального консульства Королевства Дании и Датского института культуры. Формат My Room, в котором создана экспозиция, галерея разработала совсем недавно – предметы в небольшом выставочном пространстве расставлены как в обыкновенном жилом интерьере. При этом все их можно потрогать, а в креслах, на диванах и за столом посидеть, чтобы убедиться, что эти прекрасные образцы датского дизайна невероятно эргономичны и комфортны. Всего представлено около 20 предметов мебели, созданных по эскизам мастера в самый плодотворный период его творчества с 1940-х по 1960-е годы. Это первая выставка дизайнера такого масштаба в России.

Кресла, диваны, столы, стулья и светильники предоставлены компанией One collection, которая в 2000 году получила права на их производство и возродила имя Финна Юля из забытья. На пресс-конференции владелец компании Ханс Хенрик Сёренсен пояснил, что производить мебель по экизам Юля – большая ответственность и, для того чтобы поддерживать необходимое качество, даже пришлось перенести часть производства из Дании в Японию, где обрабатываются некоторые сложные деревянные детали. «Финн Юль – это часть культуры Дании», – отметил Сёренсен.


Забытый еще при жизни, Финн Юль всегда верил, что интерес к его мебели тогда-нибудь вернется.

В распоряжении компании находится обширный архив дизайнера, и на сегодняшний день по его чертежам производится 25 предметов. По случаю юбилея выпустили особую серию: светильники, комод и стол с необычными разноцветными ящиками (они тоже представлены на выставке).

Сегодня эта пестрота выглядит вполне современно, но в середине XX века такое цветовое решение было необычно, особенно для сдержанных датчан.

Вообще работы Финна Юля стоят немного особняком от работ других датских дизайнеров того времени. В них помимо свойственного скандинавскому дизайну стремления к чистоте линий, сдержанной красоте и функциональности, помимо превосходного мастерства в использовании и обработке материалов, умения подчеркнуть их технические и выразительные качества присутствуют еще необыкновенная выразительность и почти скульптурная проработка деталей. Это по меркам того времени в Дании считалось несколько излишне эффектным, если не сказать экстравагантным. Сам Финн Юль говорил, что мебель «безусловно, должна быть практичной. Стулья делают для того, чтобы на них сидеть, а не для того, чтобы на них смотреть. Но, конечно, не может не радовать, когда они стоят того, чтобы на них смотрели». Создавая свою мебель, он стремился не к ее упрощению, а к самовыражению, а искусство всегда было для него главным источником вдохновения. Конструкция кресла Chieftain – яркий пример отступления от общепринятого аскетизма и стремления к созданию бесконечно текучих линий и форм. Спинка кресла напоминает щит, подлокотники похожи на седла, а деревянная рама, на которую крепится спинка, имеет сходство с луком. В свое время Финн Юль увлекался изучением церемониального оружия африканских племен, и увиденные им формы нашли свое воплощение в конструкции этого кресла (отсюда и его название). А находясь под впечатлением от работ скульптора Жана Арпа, Финн Юль создал сюрреалистическое кресло Pelican, которое за свою необычную форму некоторые недовольные критики окрестили «усталым моржом».


Вещи Юля не просто функциональны, но и выразительны, эстетичны.
Фото пресс-службы Bulthaup

Именно это своеобразие мебели Финна Юля в 1948 году привлекло внимание американцев. В 1951 году его пригласили на выставку в Чикаго, и почти сразу американская компания Baker подписала с ним контракт на создание мебели. Затем ему доверили оформление зала Совета опеки в здании ООН. Он стал профессором Чикагского университета, а музей МОМА начал приобретать мебель Юля в свою коллекцию. Параллельно дизайнер курировал выставки и все больше становился посланцем и популяризатором датского дизайна в Америке и Европе.

Финн Юль как-то сказал: «Не стоит огорчаться, если задуманные проекты не реализовались. Возможно, это только начало, и когда-нибудь, когда придет их время, к ним вернутся». Будучи почти забытым уже при жизни, Финн Юль, наверное бы, порадовался, узнав о растущей популярности его работ сегодня. И тому, что его слова оказались пророческими.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2110
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1360
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1011
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1326

Другие новости