Класс "Туринг" – это верхушка айсберга под названием RRC.
Фото автора
В предстоящие выходные, 29–30 сентября, на автодроме под Смоленском пройдет заключительный этап Чемпионата и Кубка России по автомобильным кольцевым гонкам (RRC). Интересный и сложный сезон завершается там, где и начался, но это только территориально: с мая по октябрь национальное первенство прошло, вернее проехало, огромное расстояние от экспериментов и проб до стабильного и интересного мероприятия. Болельщики «голосуют» ногами: по сравнению с прошлым годом людей, пришедших на автодромы, где проводился чемпионат, стало на порядок больше.
RRC 2012 – это восемь этапов, пять автодромов, четыре города, по две зачетные гонки в каждом из пяти постоянных классов, примерно 240 зачетных кругов и расстояние около 850 км. За сезон на трассы вышли 123 гонщика из 12 российских регионов и ближнего зарубежья.
На самом деле в чемпионате было представлено семь классов плюс гости уик-энда – Legends и Lada Granta Cup. «Формула Россия» и "GT Rus" по разным причинам не приняли участия во всех заездах. Класс GT находится в стадии формирования и будет представлен в Смоленске. «Формула Россия» также присутствует в расписании. Из «новеньких» лишь «МитДжет» не только удержался на плаву, но и стал событием чемпионата. Что касается последнего, то в начале сезона были некоторые сомнения в том, как будут проходить заезды, станет ли это интересно зрителям, насколько будет наполнен заезд автомобилями. Но к концу сезона можно сказать, что по зрелищности гонки «МитДжетов» занимают одно из первых мест. Лидер класса Дэвид Маркозов (команда «Мегафон Моторспорт») рассказал «НГ»: «В «МитДжете» бороться очень интересно. Есть информация, что скоро у нас будут машины с объемом двигателя два литра. Я думаю, что «Туринг» будет «отдыхать» в этом случае. Наш монокласс провоцирует на борьбу, и мне кажется, он более зрелищный, чем соревнования в совмещенном заезде. Но главное, чтобы борьба была честной». А организатор класса Рубен Шумеев подтвердил информацию о возможном участии более мощных автомобилей в следующем сезоне.
Класс «Туринг» – это верхушка айсберга под названием RRC: автомобили быстры, они блистают, их видно. И в этом году еще их стало много. Председатель Комитета кольцевых гонок Российской автомобильной федерации (РАФ) Михаил Бонч-Осмоловский отмечает: «Мы получили полновесный «Туринг», вырос класс «Национальный». Где-то даже вопрос может стоять о разделении классов по разным заездам. Мы почти вплотную подошли к тому, что это станет разумным шагом». От «Туринга» изначально ожидается, что соревнования будут интересными, и в начале сезона зрителей ждало некоторое разочарование.
Пилотесса Наталья Гольцова – сильный претендент на одно из первых мест в чемпионате. Фото Романа Смирнова |
Но одной из особенностей завершающегося сезона RRC являлось его движение в сторону роста в силу увеличения привлекательности. Если в начале сезона гонки выигрывали одни и те же машины, то к концу заезды стало смотреть действительно интересно. «В целом если посмотреть на чемпионат, то для меня он начался «в одни ворота», но позже мы пришли к борьбе на трассе. Кто бы сказал, что в начале сезона двухлитровый класс смотреть интересно, за исключением нескольких моментов? Сейчас мы показываем настоящую гонку с необходимыми тактическими и стратегическими элементами. В нашем классе появилось множество настоящих профессионалов. То есть зрелищность «Туринга» со старта первенства к его окончанию выросла в разы», – поделился своими впечатлениями Чемпион России в классе «Туринг», лидер зачета сезона-2012 Александр Фролов (команда ТНК Racing Team).
Есть в RRC два класса (из основных), которые выглядели не столь яркими в объединенных заездах на фоне соседей по пелетону. Речь идет о «Супер-продакшн», который, кажется, оттенялся «Турингом» в заездах «Объединенный 2000», и о «Туринг-лайт», который попал в тень «Национального» класса в заездах «Объединенный 1600». Более того, в начале сезона присутствовали опасения, что «Туринг-лайт» может к концу сезона вообще не состояться как кубковое событие по причине нехватки автомобилей (менее десяти). Но к концу сезона эти два класса обрели мощь и стали поставлять зрителям и прессе гоночные события не менее интересные и интригующие, чем в других классах. Можно отметить, пожалуй, два основных события, диаметрально противоположных по смыслу и последствиям. Лидер «Туринг-лайта» Михаил Грачев выиграл все гонки, набрав максимально возможное количество очков, получил «корону» досрочно и ушел тренироваться в более мощный «Туринг». А «Супер-продакшн» – единственный оставшийся класс, где перед последней гонкой – четыре формальных претендента на победу по итогам сезона. Сам Грачев подтверждает: «Задача на этот сезон ставилась его выиграть, и делать это нужно было с первого этапа. Приятно, когда ты набираешь 1200 очков из 1200 возможных. Очень хорошо была подготовлена машина специалистами из Lukoil Racing Team, но, если судить по первой моей гонке в классе «Туринг», то я немножко отвык от нормальной гоночной борьбы».
Инфраструктура автодромов требует развития и модернизации. Фото Романа Смирнова |
Для пилотов класса «Супер-продакшн» уходящий сезон был самым тяжелым. Авария на шестом этапе первенства стала причиной трагической гибели гонщика команды «Химки Моторспорт» Юрия Семенчева. Невосполнимую утрату понес не только класс и команда, но и весь пелетон RRC. Тем не менее и команда, и пилоты «Химок» намерены не только закончить сезон, но и побороться за победу в своем классе. «Кольцевые гонки – очень интеллигентная дисциплина, и прежде всего надо научиться пилотировать, чувствовать трассу и машину. Хочу сказать спасибо всем коллегам по чемпионату за корректную борьбу и персонально моим «одноклассникам» Василию Кричевскому, Андрею Артюшину. У меня с ними прекрасные отношения, я бы хотел им все пожелать здоровья и удачи», – говорит лидер класса «Супер-продакшн» Михаил Раев (команда «Химки Моторспорт»).
«Национальный» класс, куда входят машины отечественного производства, в этом сезоне вырос настолько, что на одной из гонок автомобили заезда «Объединенный 1600» едва уместились на стартовой решетке. Вероятно, главная привлекательность «Национального» для гонщиков – «цена вопроса» и относительно скромные специальные технические требования к машинам. Несмотря на массовость, далеко не все заезды выглядели захватывающе: порой пелетон растягивался и получался скучный «паровозик». Но были в чемпионате и заезды, которые по боевитости можно назвать образцовыми. Помимо добавления гонщиков в пелетон по ходу сезона к середине чемпионата яркой новостью в классе стал подъем и прорыв пилотессы «ВПК Спорт» Натальи Гольцовой, которая всерьез взялась за себя и машину и едва не вступила в борьбу за титул чемпиона. Лидер класса «Национальный» Владимир Шешенин (команда «АвтоВАЗ ПРОО») комментирует: «С первой гонки стало понятно, что мы можем бороться за самые высокие позиции. По ходу сезона постоянно менялись конкуренты позади меня. Стилистика пилотажа у всех разная, и приходилось постоянно следить за поведением соперников на трассе – кто опасен, кто агрессивен. Соперники из «ВПК Спорт» в какой-то момент приблизились к нам в турнирной таблице, но мы чувствовали, что у нас есть какой-то запас именно в скорости».
То, что национальное гоночное первенство сделало еще один шаг вперед сейчас, пожалуй, не будет оспаривать даже самый заядлый скептик. Можно, конечно, поспорить о размере этого шага, но для тех, кто видел все гонки RRC сезона 2012 года, ряд моментов очевиден. Введен новый формат проведения этапов, и он себя во многом оправдал. Изменился подход к управлению чемпионатом – теперь он осуществляется напрямую РАФом. Соревнования обслуживает постоянная судейская бригада. По ходу сезона «выросли» основные классы. В национальное первенство стали приходить пилоты с европейскими опытом и квалификацией. Одним из главных положительных итогов организаторы называют уверенность в будущем развитии чемпионата. «Нужна стратегия развития на три-пять лет, и я думаю, что у нас сейчас уже есть предпосылки для такого длительного планирования», – отметил один из организаторов первенства Рубен Шумеев.
Все названные выше достижения вовсе не означают, что «двигатель» RRC работает абсолютно ровно. Есть вопросы, которые больше связаны с объективной реальностью и которые решить с наскока не выйдет, как ни старайся. Во-первых, это автодромы и инфраструктура. Появился реальный спрос на трассы, а предложение очень сильно ограничено. Во-вторых, увеличение аудитории. Освещение первенства, конечно, вышло на определенный уровень, но прорыв в массы пока возможен только с помощью эфирного (а не сетевого) телевидения. Даже если не брать сейчас федеральное вещание на центральных каналах, то очень странно, что специализированные спортивные каналы не интересуются национальным автоспортивным первенством, да и вообще автоспортом, который везде в мире собирает десятки миллионов зрителей у экранов. Совершенно очевидно, что RRC образца 2012 года – событие для новостей. Телеканалы, которые давали сюжеты о чемпионате, можно пересчитать по пальцам одной руки. Такая «однорукость» нам вполне может выйти боком через пару лет в Сочи, когда на этап «Формулы-1» соберется весь мировой автобомонд, потому что «родить» автоспортивную культуру, которой у нас в стране почти нет, по приказу не получится.
Вечером в воскресенье стихнут двигатели гоночных болидов, под аплодисменты отстреляют чемпионские бутылки с шампанским, завершая национальный кольцевой гоночный сезон 2012. И практически сразу начнется подготовка к следующему году, который может стать знаковым в развитии российского автоспорта.
═
═
═
═