Работа турецкого художника Кутлуга Атамана "Куба" из основного проекта биеннале рассказывает о судьбах нелегальных иммигрантов.
Фото автора
В Екатеринбурге и Свердловской области стартовала 2-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства, которая продлится до 22 октября. Второе прочтение проекта оттолкнулось от идей производственного и художественного труда, постиндустриальности и советского наследия первой редакции биеннале. Биеннале вышла «в люди» в поисках диалога с городом, жителями и промышленной средой.
Основной проект разместился, как и в прошлый раз, на территории типографии «Уральский рабочий». Художественное видение сегодняшней ситуации в мире, политике и искусстве в форме выставки под кураторством Ярославы Бубновой, специалиста из Софии, носит название «Самое себя глаз никогда не видит». Цитата из стихотворения «Доклад для симпозиума» 1989 года Иосифа Бродского определила кураторскую стратегию и повлияла на визуальную составляющую экспозиции. Проект ставит под сомнение адекватность восприятия окружающей нас действительности. Является ли то, что мы видим или знаем сегодня, именно тем, за что мы его считаем или как воспринимаем? Зритель каждый раз вовлекается в своеобразную визуальную ловушку. Куратору удалось подчинить идее архитектуру конструктивистского здания типографии и – в ряде случаев – трансформировать ее до неузнаваемости.
Своеобразным пространственным переживанием и выражением этого лабиринта поиска истинной картины мира стала работа Моники Сосновски «М10» – или 10 метров (приехавшая в Екатеринбург из австрийской коллекции). Бесконечное количество одинаковых белых дверей, которые ведут в одинаковые, обклеенные бежевыми обоями комнатушки, а периодически заводят в тупики. Зритель блуждает в попытках не то найти выход, не то узнать, что скрывается за каждой дверью.
В такую же игру с восприятием в драматургической форме вовлекает видео «Аргументированная свобода» испанской художницы Кристины Лукас. В основе видеоработы – «оживший» шедевр Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ» («Свобода на баррикадах»). Однако в ходе сюжета видео выясняется, что предводительница мнимой революции оказывается гонима «соратниками». На самом деле она не ведет их, а убегает. Довольно доступный и комичный на первый взгляд финал произведения Лукас на основе драматургического подлога и игры со зрителем олицетворяет на самом деле ситуацию стагнации революционного движения при достижении цели и самого пика, заметную на протяжении всей истории протестных действий.
Возможно, этот опыт «минного поля», расставленного куратором для зрителей на территории уже «обезвреженного» производства, даст толчок к выходу из бесконечного лабиринта хаоса сегодняшнего восприятия событий, фактов и явлений современного мира. По словам самой Ярославы Бубновой: «Чем больше вопросов ты задашь, тем выше шансы, что ответ найдется где-то среди вопросов...» Правда, эта мнимая уверенность в происходящем, постигающая каждого везде и всюду на территории основного проекта, постигла и организационную сторону. Работы художников вроде бы и есть, и вроде бы их и нет. Часть произведений, которые должны были собрать пазл кураторской концепции, попали в логистические дыры и не сразу появились на экспозиции. Однако к официальному открытию основного проекта уже многие были смонтированы и вызволены из «капканов» таможенных служб.
Продолжая развивать линию коммуникации со зрителем и городской средой, индустриальной историей региона, биеннале показала итоги программы арт-резиденций, впервые запущенной в этом году. На территории шести городов Свердловской области и промышленных районов завода «Уралмаш» в Екатеринбурге работали художники из стран Европы, США и России. По итогам программы в Верхотурье для бывшего Верхотурского опытного завода коньков художник Леонид Тишков собрал целый музей. Проект носит название «Заброшенные утопии». По словам автора, «эти утопии были когда-то реальностями», а сейчас это своеобразная стела, собранная из ржавых брошенных коньков, устремленная вверх в попытке вырваться из мрачного ощущения забытья. Историческая память места прежде всего состоит из воспоминаний бывших сотрудников завода, архивных фотографий, рассказов о временах, когда производство велось и была целая заводская инфраструктура из театра и самодеятельности. Собранные художником интервью и фотографии составили музей «памяти». Одной из частей проекта стала мультимедиаинсталляция под названием «Собор Лиц Рабочих и Служащих Конькового Музея». Черно-белые фотокарточки всех тех, кто когда бы то ни было был связан с производством коньков в Верхотурье, под музыку Баха исчезают и гаснут в темноте истории, будто звезды.
Еще одна арт-резиденция, инновационный проект длиной в полгода в партнерстве с биеннале ZERO1 в Сан-Хосе, связывает две долины – Силиконовую и Титановую. Проект V2V (Valley to valley) выстраивает своеобразный мост между городами-побратимами Екатеринбургом и Сан-Хосе. В результате полугодовой работы целой команды художников, философов и ученых была создана скульптура в виде дерева. Сначала она была сгенерирована в виртуальном пространстве, затем уже материализована на отчетной выставке. По итогам такое «дерево» вырастет одновременно и в Сан-Хосе, и в только зарождающейся особой экономической зоне Титановая долина.
Каждый из проектов арт-резиденций взаимодействует с промышленной и постиндустриальной средой по-своему. Но главным результатом является не материальный объект, как традиционно ожидается в неком производственном процессе, даже художественном, а «идеальный», создающий среду для становления будущего образа Екатеринбурга. Одним из возможных сценариев этого будущего организаторам биеннале видится проведение всемирной выставки ЭКСПО-2020. Заявка Екатеринбурга в мировом состязании и его амбиция принять у себя мировой выставочный проект идут под знаменем темы «Глобальный разум». В этой связи
2-я Уральская индустриальная биеннале реализовала проект немецкого художника Юлиуса Поппа Bit:Fall (в Екатеринбурге напротив Театра драмы). Самые популярные запросы в поисковых системах Интернета на разных языках – русском, английском, немецком – собираются в слова и занавесом из капель воды падают в резервуар.
Это объект искусства, олицетворяющий бесконечный поток информации, поглощаемой и производимой современными миром, и его растворение, расположился по соседству с домом правительства и законодательных органов Свердловской области. Возможно, заданный вектор 2-й Уральской индустриальной биеннале по поиску диалога с городом, дискуссии на международном уровне на темы, актуальные как для региона, так и для мира в целом, приведет однажды и к взаимопониманию во всех сферах жизни. Тогда вопрос куратора основного проекта Ярославы Бубновой о «потенциалах и амбициях искусства спасти мир» получит свой ответ или поставит новый вопрос, который уже будет решен дальнейшим развитием биеннального движения на Урале.