Несмотря на иск со стороны верующих, фильм "Рай: вера" идет впереди всех. Актриса Мария Хофштеттер и режиссер Ульрих Зайдль.
Фото Reuters
Ну вот и на Венецианском фестивале не обошлось без скандала: группа итальянских граждан подала в местный суд иск против создателей фильма Рай: вера». Режиссер Ульрих Зайдль, исполнительница главной роли Мария Хофштеттер, продюсеры картины, а также администрация 69-й Кинобиеннале обвиняются в оскорблении чувств верующих. А в текущих рейтингах фестивальных изданий фильм Зайдля продолжает лидировать среди конкурсных картин. Есть ощущение, что претензии, заявленные итальянскими ревнителями благочиния, только укрепят позиции картины на фестивале.
Интересно, что на показе американского конкурсного фильма «Отвязные каникулы» Хармони Корина многонациональный зал чрезвычайно оживился в момент появления на экране трех девиц в масках-балаклавах. Весь день ловили новости – как развивается история с Ульрихом Зайдлем и итальянскими верующими, а тут вдруг совершенно неожиданный парафраз с российскими девушками в масках. Героиням Корина, правда, розовые маски нужны совсем для другого. Они в них совершают налеты на магазины, а потом устраивают расстрел гуляк на вечеринке в особняке богатого мафиози. Четыре старшеклассницы отчаливают в один прекрасный момент из своего скучного местечка на побережье, окунаются в курортный карнавал по полной программе – кочуют по дискотекам и пьянкам, где на них и кладет глаз местный авторитет. Ему нужны ловкие помощницы, и новоприбывшие раскованные девчонки оказываются как нельзя кстати. Отличные у Корина «плохие парни» – огромные афроамериканцы в ярких спортивных костюмах с блестящими цепями на шеях, страшные и комичные наркодилеры со странными железными капами на зубах, в дурацких одеждах и шапочках. Они держат окрестные злачные заведения и исполнены важности к самим себе. Венецианский зал принял «Отвязные каникулы» с большим энтузиазмом – видимо, на фоне скучноватых и традиционных лент динамичная и смелая история Корина показалась каким-то всплеском, но большим произведением, увы, и ее не сочтешь.
|
А вот «Спящая красавица» итальянского мэтра Марко Беллоккьо, думается, окажется в числе тех картин, что не обойдет своим вниманием жюри.
Это тот редкий случай, когда в фильме сошлись злободневность и вневременная глубина раздумий о бытии. Замысел этот родился у Беллоккьо, когда он вместе с миллионами сограждан следил за историей соотечественницы, долгое время находившейся в коме и окончившей свои дни вследствие эвтаназии. В фильме воссозданы пикеты у больницы, то и дело на телеэкранах героев возникает Сильвио Берлускони (тогда еще он был у власти) с репликами по поводу происходящего. Две семьи мучаются вопросом, длить ли жизни своих близких при помощи аппаратов, и в итоге отключают искусственные каналы физического существования, а третья линия фильма, наоборот, завершается победой жизни над смертью – врач удерживает пациентку-наркоманку от самоубийства.
Возможность вмешательства в божественный промысел – эта тема как открытая рана сегодня, когда ресурсы медицинской науки столь велики. Раздумья Беллоккьо отталкиваются от нее и поднимаются в метафизические выси. Герой Тони Сервилло, собственноручно выключивший кнопку аппарата измученной жены, вдруг приходит к пониманию бренности тех политических страстей, что бушуют в Италии. Он служит в штате какого-то деятеля, грядут выборы, и ему приходится идти на компромиссы с совестью. Когда смерть-избавление сменяет мучительную жизнь на его глазах, при его непосредственном участии, отступают все суетные волнения, остается только главное.
Основной процент огромного журналистского корпуса, собранного на Лидо, составляют итальянские журналисты, критики – потому зал на пресс-показе «Спящей красавицы» буквально дышал в унисон с фильмом. Импульсивные итальянцы смеялись в моменты многочисленных едких эпизодов отечественной предвыборной кампании, встречали громкими возгласами реплики персонажа-психиатра, который, в частности, утвердительно отвечал на вопрос одного из героев: «Скажите, доктор, а как вам кажется: среди депутатов есть нездоровые люди?» Завтра состоится церемония закрытия 69-го Венецианского кинофестиваля, мы узнаем имена победителей. И если среди них окажется Марко Беллоккьо, это отнюдь не покажется лишь жестом уважения к «принимающей стороне».