Чучо Вальдес – прежде всего непревзойденный в мире джаза пианист.
Фото с сайта www.songkick.com
Отношения между США и Кубой вот уже более 50 лет напоминают театр абсурда. Политики двух стран непримиримо ненавидят друг друга, а бывшие иммигранты с Кубы, осевшие в американском штате Флорида, ждут не дождутся, когда же наконец братья Кастро уйдут с политической сцены. Но совсем иной театр – джазово-музыкальный – разбивает напрочь всю политику, как только в Америку приезжает на гастроли этот человек вместе со своей группой под названием «Афро-кубинские посланцы».
Чучо Вальдес – лауреат пяти премий «Грэмми» в Соединенных Штатах и трех латиноамериканских наград «Грэмми». Кубинца Дионисио Хесуса Вальдеса Родригеса, выступающего под таким артистическим псевдонимом, по праву считают легендой латиноамериканского джаза. За свою музыкальную карьеру Чучо стал известен и как композитор-аранжировщик, и как руководитель популярных на весь мир ансамблей (которые неоднократно гастролировали в бывшем Союзе и России), и как преподаватель музыки. Но все же в первую очередь этот человек остается непревзойденным в мире джаза пианистом.
С трехлетнего возраста Чучо мог на слух сыграть любую мелодию, услышанную им по радио. Он родился на Кубе в музыкальной семье: его мать Пилар Родригес была певицей и преподавателем по классу фортепиано, отец Бебо Вальдес – пианистом и руководителем популярной музыкальной группы. Уже в 15 лет Чучо окончил консерваторию в Гаване и создал свою первую джазовую группу. В 1965 году он вместе с певцом Амадо Борсела организовал группу под названием «Комбо», которая стала символом кубинской популярной музыки и получила международное признание на джазовом фестивале в Польше в 1970 году. Еще через пару лет на базе «Комбо», добавив духовые и ударные инструменты, Чучо создал всемирно известный ансамбль «Иракере», который стал самым известным кубинским оркестром второй половины XX века. За свою музыкальную карьеру «Иракере» записал более 80 дисков, а критики писали, что группа создала новый музыкальный звук, который произвел революцию в Латинской Америке.
И, несмотря то что более полувека США и Куба не имеют дипломатических отношений, Чучо Вальдес – частый гость в Америке, где публика встречает его аншлагами. В этот раз новая группа Чучо «Афро-кубинские посланцы», созданная всего три года назад, выступала в Культурном центре Университета Джорджа Мэйсона.
Группа состояла из семи музыкантов – гитаристов, барабанщиков, саксофониста и трубача, в углу зала – Чучо. В воздухе – Куба с ее неподражаемыми ритмами, солнцем, морем и ни при каких условиях не унывающим народом. Впечатление усилилось, когда на сцену вышла певица Майра Каридад Вальдес. Ее сильный голос, неповторимые движения под звуки джаза покорили аудиторию, которая напрочь забыла про всю «высокую политику» и рвалась на сцену поприветствовать Чучо и его команду.
Майра – младшая сестра Чучо Вальдеса, и у нее самостоятельная и очень успешная музыкальная карьера. Она началась в 1980 году, когда Гарри Белафонте пригласил выступить певицу вместе с ним на концерте. С тех пор Майра выступала на многочисленных джазовых сценах в Европе, Америке и Японии.
Группа Чучо Вальдеса исполняет не только классический кубинский и латиноамериканский джаз, но и многочисленные аранжировки на тему известных опер, в том числе русских композиторов: Мусоргского, Римского-Корсакова и Чайковского. А когда Чучо, глядя куда-то в потолок зала, что называется, из головы на 20 минут «закатил» джаз-аранжировку «Половецких плясок», восторгам публики не было предела.
Чучо Вальдес отметил в прошлом году 70-летие, но когда он выступает на сцене, то создается впечатление, будто время над ним невластно. И находящимся рядом с ним зрелым и уже известным музыкантам до него все равно далеко. Сам музыкант говорит: «Я получаю огромное удовольствие от того, что заряжаю зрителя моей энергией и близким мне по душе стилем афро-кубинской музыки. И если кто-то полюбил кубинскую музыку и потом полюбит также мою Кубу – значит, я свою миссию выполнил, а больше мне ничего и не надо от жизни».