0
2059
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

22.06.2012 00:00:00

Дикие сердцем

Кристина Матвиенко

Об авторе: Кристина Матвиенко - журналист.

Тэги: сказки, шекспир


сказки, шекспир

Года полтора назад, во время большого польского проекта на «Золотой маске», режиссер Кшиштоф Варликовский в интервью утверждал, что современный театр спасут геи и евреи. Заявление было сделано отнюдь не ради скандала: Варликовский, ученик Кристиана Люпы, работает в театре именно с этими темами, может, слишком настойчиво, но откровенно и беспощадно к самому себе. В «Африканских сказках» материалом для рефлексии по поводу мужского и женского, расизма и антисемитизма, желаний и приличий стал Шекспир, снабженный послесловием из южноафриканца Кутзее и устных рассказов канадца Важди Муавада.

В самом начале спектакля на задник застекленного бокса проецируется анимационная версия фильма «Жить» Акиры Куросавы. Точнее, эпизод в кафе, где смертельно больной босс допытывается у молоденькой секретарши: «Откуда у тебя столько энергии? Хотел бы я иметь столько страсти!» Дальше босс просит коснуться руки девушки, но та ему отказывает. Куросава красной линией пройдет через весь пятичасовой спектакль: во втором акте его будет смотреть на ноутбуке Дездемона, в третьем фильм перескажет отцу Корделия, спросив заодно: «А ты мог бы меня вот так взять за руку?» Лир у Варликовского – плотный лысеющий мужчина, в галстуке и тесном пиджаке похожий на высокопоставленного функционера. Под занавес жизни он возвращается к младшей дочке, чтобы коротать дни перед телевизором, и, как и герой Куросавы, заработает себе рак и окажется на больничной койке с дырой в горле. Там своему уж совсем безответному отцу Корделия и выскажет все, что накипело. «Папа, ты ходил голый по дому, когда мы были маленькими… Папа, я родилась от фиолетового скорпиона…» И прочее в духе психоанализа, которому подвергли тут героев Шекспира.

Сюжет о Лире и его дочерях – двух пожилых тетках и одной молодой – возникнет в самом начале и потом в третьем акте, когда режиссер закольцует один из главных сюжетов спектакля, сюжет о любви отцов и детей. Пока же речь пойдет о другой любви – мясника и ростовщика Шейлока, ловко орудующего ножом, к Антонио. Шейлок требует фунт мяса седого красавца Антонио потому, что любит его и хочет заполучить «хоть частицу тебя». Интрига отягощается антисемитизмом Антонио, который ненавидит Шейлока и произносит на суде пламенную речь: «Почему я не люблю евреев? Потому что боюсь старости, уродства, боюсь смотреть на себя в зеркало, боюсь перемен и одиночества».


Шекспир стал материалом для рефлексии по поводу мужского и женского, расизма и антисемитизма.
Фото Marie-Francoise Plissart/Nowy Teatr

Варликовский точен в деталях: в пустом почти, застекленном пространстве сцены обитают персонажи с узнаваемой типажностью и конкретные в своем психофизическом бытовании. Спиной к зрителю, за обычным канцелярским столом, сидят немолодая секретарь в розовом костюме и габаритный судья в мантии. Антонио в спортивном костюме и наручниках сидит напротив, Бассанио и Порция ждут, нервничая, за стеклянной перегородкой. Произнесенный в такой обстановке монолог о нелюбви к евреям является и экзистенциальным, и достоверным одновременно. Тот же эффект срабатывает в сцене с Корделией, припоминающей отцу обиды прошлого. Или – с Дездемоной, высокой блондинкой, похожей на Тильду Суинтон, которая свое последнее слово адресует собаке – точнее, чучелу собаки, лежащему у кровати, и ее лающему видеоизображению. Варликовский дарит нам иллюзию: это наши современники не потому, что в джинсах и на шпильках, но потому, что разговаривают и действуют, как мы, только наделены они не совсем обычными страстями.

А в том, что интересуют режиссера страсти – ненависть, любовь, женщина, мужчина, секс, смерть, – сомнения нет. Страсть между коренастым Отелло и красавицей Дездемоной губит обоих. Второй акт начинается с видео из кафельного туалета, где молодоженов застукивают и делают строгое предупреждение. Любовь красивой белой к черному вызывает ярость у всех – и вот уже Кассио, беременная Бьянка, щуплый истерик Яго устраивают сеанс издевательства над Дездемоной. Не выдержав, та снимает длинное платье и каблуки и танцует исступленно «африканский» танец. В конце концов Отелло объясняет все через притчу: когда-то белый суперсамец и черный поделили между собой разум и мужское достоинство. Когда суперсамец опомнился, было поздно – черным досталось то, что так ценит в Отелло его молодая жена.

Финал Варликовский отдает Лиру с Корделией и безымянным персонажам из сегодняшней жизни. Голая, не слишком молодая женщина лежит, прислонившись к стене, на синем матрасе и рассказывает историю своего знакомства с неким мужчиной из супермаркета. Неторопливая и ровная речь женщины гипнотизирует слушателей – в ее ритме и трагикомических поворотах и есть, собственно, секс, любовь, жизнь. Все, что так любит Варликовский и в чем мучительно и не сразу, через парад аттракционов, он признается.

Заканчиваются «Африканские сказки» открытым уроком по испанской сальсе, который со всеми участниками спектакля проводит отважная немолодая актриса, затянутая в купальник. Переодевшись для занятий, танцуют Антонио, Шейлок, Дездемона, танцуют рабочие сцены, присоединяются запыхавшиеся Корделия и Лир, и тут не то что «весь мир – театр…», но какая-то простая, телесная правда жизни проявляется особенно четко.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
519
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2244
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1474
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1101

Другие новости