0
1388
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

06.04.2012 00:00:00

Взрослые дети на передовой дизайна

Тэги: дизайн, голландия, гордейн, наута


дизайн, голландия, гордейн, наута Ральф Наута и Лоннеке Гордейн: "Мы научились менять мир".
Фото Studio DRIFT

Имена молодых голландских дизайнеров Лоннеке Гордейн и Ральфа Наута (вместе – Studio DRIFT), возможно, трудно запоминаются, но их работы запомнить легко. В них всегда больше смысла, чем в простых столах и стульях, и они всегда взаимодействуют со зрителем или потребителем. Прославилась Studio DRIFT как создатели люстр, в которых использованы настоящие одуванчики – каждая маленькая лампочка в них окружена семенами одуванчика с пушинками-парашютиками, вручную перенесенными с цветка на светильник. Те, кто хоть однажды видел эти одуванчики, уже вряд ли их забудут. Среди других проектов студии – стулья Ghost из литого плексигласа, внутри которых оживают голограммы с привидениями, а также люстры Oillight, состоящие из символических нейлоновых бочонков – «баррелей нефти», количество которых сокращается или увеличивается в зависимости от цены нефти на мировых рынках.

В конце прошлого года большая световая инсталляция Flylight появилась в одном из подмосковных особняков. Его архитектурным проектом занималось московское бюро «Философия дизайна», которое и пригласило молодых голландцев из Studio DRIFT к сотрудничеству. Результатом стала композиция из более чем 200 светящихся стеклянных трубок, парящих в двусветном пространстве внутреннего двора и вспыхивающих в ответ на движение человека по лестнице. Владельцу особняка есть чем гордиться: обладание подобным дизайн-объектом ставит его в один ряд с ведущими частными коллекционерами Европы и лучшими европейскими собраниями предметов дизайна, такими как лондонский Музей Виктории и Альберта, также купивший два года назад люстру голландского дизайн-дуэта.

Какие же они, эти ребята, за работы которых людям не жалко отдать несколько десятков тысяч евро? Выпускники Академии дизайна Эйндховена – кузницы дизайнерских кадров Нидерландов. Одинаково рослые, как и положено голландцам, а в остальном – разные, как лед и пламень. Она – деловая, быстрая, целеустремленная. Он – задумчивый, осторожный, поглядывающий больше исподлобья и постоянно отпускающий шутливые реплики, чтобы, не дай бог, кто ни подумал, что он очень серьезно к себе относится. Лоннеке говорит, что рисовала столько, сколько себя помнит, и все время что-то несбыточное. Ральф в детстве увлекался научно-фантастическими фильмами и любил валяться в траве, вглядываясь в жизнь ее обитателей. Так они и продолжают – подсматривать что-то у природы, что-то в кино о будущем и создавать необыкновенные, несуществующие миры, только теперь материальные. При этом он отвечает за вещи сугубо практические: материалы, техники и технологии работы с ними, она – за концепции и «художественность», а также за «чувство», интуицию. И в этом столкновении знаний и интуиции, наблюдений за природой и полета фантазии рождается новое неожиданное нечто.

Ольга КОСЫРЕВА встретилась с Лоннеке ГОРДЕЙН и Ральфом НАУТА во время Дней дизайна в Дубае. Дизайнеры по приглашению организаторов выставки представляли там свою световую инсталляцию Shy Light: в высоком светлом зале под медитативную музыку сложносочиненные люстры исполняли своеобразный танец, двигаясь то вверх, то вниз и при этом раскрываясь и закрываясь, словно бутоны цветов.

– Как вы оказались на выставке в Дубае?

Р.Н.: Три года назад мы познакомились с Сирилом (Сирилом Заммитом, директором Design Days Dubai. – «НГ») во время выставки Design Miami/Basel. Мы выиграли там конкурс на оформление VIP-лаунжа, а он работал с банком – спонсором выставки. Ему очень понравилась наша работа. И когда Сирил начал организацию этой новой выставки в Дубае, он пригласил нас приехать и сделать здесь что-нибудь.

– Как вам пришла в голову идея этих люстр-цветов?

Р.Н.: Идея возникла при взгляде на расцветающие и увядающие цветы, на их сиюминутную красоту. Сколько энергии тратится на то, чтобы цветок раскрылся, – и вот он уже умирает. Этот момент насколько очаровательный, в нем так много эмоций, что мы решили передать это в предмете дизайна.

– Это было сложно – сделать эти «цветы» двигающимися, заставить их открываться и закрываться?

Р.Н.: Конечно! Мы смотрели сначала на саму форму лампы, на то, как она может «открываться», и искали способ сделать ее мягкой, а ее движение – плавным. Обычно ведь механика – это довольно жесткая штука. Мы пробовали разные формы, с разными абажурами, разными кабелями, пока наконец не придумали, что они должны двигаться вверх и вниз вместе с проводами. И все отдельные люстры должны соотноситься друг с другом, их положение должно быть скоординировано: пока одна идет вниз, другая движется вверх, и все они в один момент времени находятся на разной высоте и в разной степени раскрытости. Ну и понадобилось создавать совершенно новый софт, который управляет этими движениями.

– В этой вещи соединено так много разных аспектов – и технических, и креативных!

Л.Г.: Что касается инженерии и программирования – тут нам помогают, конечно, специалисты. Мы вполне представляем себе, каковы сейчас возможности технологии и как это все работает, а они это непосредственно воплощают в жизнь. На самом деле очень трудно найти технического специалиста, который бы думал так же, как ты, и говорил с тобой на одном языке. Нам повезло.

– Как вы начинали свою совместную деятельность?

Л.Г.: Сразу после академии, в 2006-м, мы организовали студию. У нас были идеи, которые мы хотели реализовать. Мы думали не о бизнесе, а том, чтобы воплотить свои замыслы и показать их публике.

– Но вы ведь не просто соавторы, а пара?

Л.Г.: Конечно, мы сначала влюбились друг в друга, а потом уже начали придумывать что-то вместе!

– А как распределяются роли в вашей паре?

Л.Г.: У Ральфа очень необычный взгляд – он сразу смотрит, как и что сделано, ему не важны истории в отличие от меня.

Р.Н.: Все мальчишки смотрят на вещи с этой точки зрения!

Л.Г.: Я-то не мальчишка, поэтому мне нужна история.

Р.Н.: Ну а я не особенно увлекаюсь этой литературщиной.

Л.Г.: Я учусь у него тонко взаимодействовать с природой, улавливать в ней самые малюсенькие детали. В этом он ведет себя как ребенок – ведь дети так открыты и так чутки.


Светильники Fragile Future с настоящими одуванчиками были сделаны для галереи Carpenters Workshop.
Фото Studio DRIFT

Р.Н.: Да я и есть ребенок!

Л.Г.: Когда дети видят наши светильники с одуванчиками, они говорят: «Смотрите, это одуванчики!» А взрослые обычно говорят: «Глядите-ка, эти штуки похожи на одуванчики, но ведь этого не может быть!» Поэтому мы всегда тестируем наши работы на детях.

Р.Н.: Я думаю, что мы недостаточно прислушиваемся к детям. Они знают много такого, что нам, взрослым, недоступно.

– А чему вас научили в академии?

Л.Г.: Мы научились смотреть на мир и не принимать его таким, какой он есть, а стараться изменить его, пытаться реализовать в нем наши фантазии, пусть даже это сначала кажется невозможным. Там было так: «Ты хочешь сделать это? Так иди и делай! Найди способ сделать то, что ты придумал».

– Кто из ваших педагогов или других дизайнеров-мэтров на вас особенно повлиял?


Световая инсталляция Flylight в частном доме в Подмосковье – результат сотрудничества с архитекторами студии "Философия дизайна".
Фото Studio DRIFT

Р.Н. и Л.Г.: Мы оба любим дизайн братьев Кампана, он очень свежий и очень честный по своей идеологии. И мы немного работали с Тордом Бонтье, научившись от него очень важным вещам: он необыкновенно быстро принимает решения, не всегда очевидные, но в конце концов правильные, и работа с ним вдохновила нас на дальнейшие «подвиги».

– Как вы сами считаете, в чем смысл ваших работ? Ведь многие скажут, что они совсем непрактичные!

Л.Г.: Мы стремимся дать людям помечтать. И понять, что реальность такова, потому что это наш выбор – видеть ее такой. Но мы могли бы выбрать что-то другое. Мы стараемся вдохновить людей на то, чтобы выбирать другие возможности. Другой аспект – мы очень много работаем с учеными, разработчиками новых материалов и технологий. И они с нами с удовольствием сотрудничают, потому что материалы возникают по самым разным причинам, и очень часто бывает неясно, как их применить, а мы видим в них какие-то возможности. Буквально сейчас мы работаем с новым материалом, совершенно новым (и еще не можем ничего о нем рассказывать более конкретно, извините), который был изобретен в научной лаборатории, и у него нет пока никакой сферы применения. И это реально ценно – придумать смысл для такого изобретения. Нам нравится быть на передовой, нравится чувствовать себя первооткрывателями будущего.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1466
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
921
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
659
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
911

Другие новости