0
1516
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

10.02.2012 00:00:00

В единственном экземпляре

Тэги: дизайн, йоб сметс, голландия


дизайн, йоб сметс, голландия Две половинки Studio Job – Йоб Сметс и Нинке Тинангел.
Фото пресс-службы Studio Job

Голландское дизайн-бюро Studio Job – одно из самых востребованных и самых высокооплачиваемых в мире. Когда-то решив, что они не хотят работать на большие бренды и быть от них зависимыми, две половинки Studio Job – Йоб Сметс и Нинке Тинангел – начали ваять свои произведения как вольные художники: сначала своими руками, потом с помощниками, теперь уже в нескольких студиях и ателье в Голландии и в близлежащем бельгийском Антверпене. То, что они делают, и находится где-то посередине между собственно дизайном (который помимо утилитарности предполагает еще и промышленное производство) и чистым артом (который производства не предполагает и от утилитарности далек). Их вещи изготовлены в одном экземпляре или небольшой серией, часто отлиты из бронзы или покрыты трудоемким инкрустированным рисунком и чаще всего провокационны: как иначе можно охарактеризовать яркий, нарядный орнамент, который при ближайшем рассмотрении оказывается сборищем гаек, шипов, сапог, лопат, ракет, револьверов, змей, скелетов, сперматозоидов и прочих не самых приятных штук? И хотя в их шкафах теоретически можно хранить книжки или посуду, а сделанные ими лампы дают свет так же, как и все остальные, за работами Йоба и Нинке гоняются коллекционеры, а не домохозяйки.

2012 год начался для дизайнеров удачно: в январе их шкаф Job's Cabinet для голландской компании Lensvelt получил среди прочих престижную премию журнала Wallpaper. Собственно, шкаф представляет собой некий архетип офисного шкафа, разве что цвета у него нехарактерные: от белого и розового до ярко-голубого, ярко-желтого и ярко-оранжевого. Лишь маленькая деталь выдает его «благородное» происхождение: большой и неожиданно тяжелый полированный бронзовый ключ – шуточный привет от дуэта голландских волшебников. Впереди – несколько важных премьер: в марте в Job Gallery в Антверпене откроется выставка молодых дизайнеров, которую Нинке и Йоб курируют, а в апреле на Миланской неделе дизайна будет представлена серия мебели, сделанной совместно с компанией Moooi, – один из немногих предметов промышленного дизайна в исполнении Studio Job. Об этих проектах, а также о том, есть ли дизайн в России, Йоб СМЕТС рассказал Ольге КОСЫРЕВОЙ.

– Позвольте спросить, почему мы больше не видели вас в Москве после вашего единственного визита в 2008-м? И почему до сих пор у вас в России не было ни одной выставки, даже камерной?

– Мы не против, но нам не хватает партнера, который был бы заинтересован в устройстве такой выставки так же, как мы, и которому мы могли бы доверять.

Мы не хотели бы, чтобы наши предметы испарились после пересечения границы, все-таки они недешевые. Мы уже научены горьким опытом: когда ты отправляешь реально дорогие объекты куда-то за пределы Европы, в Китай, на Ближний Восток, в Турцию, в Латинскую Америку – они запросто могут не вернуться, и тебе никогда за них не будет заплачено. К тому же в этих странах совершенно другое законодательство, и вещи могут просто застрять там из-за таможенных проблем. Так что мы не можем делать выставку, пока не найдется достаточно серьезная галерея, которая за это возьмется.

– Возможно, причина также в том, что, к сожалению, в России еще мало кто понимает такой дизайн, как ваш?

– Как это может быть? Ведь во времена Советского Союза у русских были очень высокие стандарты в дизайне!

– Да, стандарты до сих пор высокие, особенно в графическом дизайне, в дизайне рекламы, упаковки, но, увы, не в дизайне повседневных товаров и той предметной среды, которая окружает людей ежедневно. Так что я начинаю с вопроса, который уже стал для меня привычным: как вы думаете, что нужно сделать, чтобы отвратить русских от этой позолоты, завитков и прочих излишеств, к которым они так пристрастились в последние годы?

– Дизайн всегда является отражением эмоционального состояния людей. Это нельзя изменить. Сначала – люди, потом – дизайн. Если люди увлекаются китчем, то о каком дизайне можно говорить? А в России только недавно зародился капитализм – так что это нормально, что народу нравятся блестки и мишура.

– Но в советское время наш дизайн и наш быт были бедными, строгими, почти пуристскими. Откуда, по-вашему, взялась эта избыточность? Откуда такая недалекость, ограниченность во вкусах?

– Я не соглашусь с тем, что у русских узкие горизонты. У вас было прекрасное изобразительное искусство – соцреализм, экспрессионизм, отличная графика, скульптура, архитектура, интерьеры, великолепные мозаики в метро, великолепного дизайна космические аппараты – ракеты, спутники и т.д. Я помню, как мы ходили в Политехнический музей – это до сих пор самый любимый музей, в котором я когда-либо был. Так что дизайн в России всегда был, и притом – очень экспрессивный. Да и Россия сама – это даже не страна, это огромная часть мира. Ты сама-то осознаешь, как велика Россия? А ваша литература – она же просто прекрасна! Ваша культура гораздо глубже, чем культуры многих других стран.

– Но в России про советский дизайн знают, в общем-то лишь отдельные продвинутые граждане или люди, профессионально занятые в этой области!

– А тут, ты что думаешь, каждый прохожий разбирается в дизайне? Здесь тоже не каждый является дизайн-экспертом. Большинство знают только IKEA и остальное в том же роде. В общем, я не согласен с тобой в том, что в России плохо с дизайном: я думаю, что российский дизайн и недавнего прошлого, и более отдаленного – прекрасный, очень сильный и во многом более вдохновляющий и более интересный, чем наш.

– Как вы считаете, для роста молодых дизайнеров и развития этой сферы нужна развитая промышленность? Я спрашиваю, потому что я помню вашу историю: вы не хотели иметь дело с производством, с фабриками, поэтому начали с единственных в своем роде, сделанных вручную предметов.

– Дизайн – это не про ремесло и не про изготовление, производство. Дизайн – это все идеи.


Шкафы Job's Cabinet получили престижную премию журнала Wallpaper.
Фото пресс-службы Studio Job

– А есть ли, на ваш взгляд, связь между развитием дизайна и благополучной, стабильной политической ситуацией в стране?

– Конечно! Дизайн – это зеркало. Когда рушится мир, вряд ли какой дизайнер сможет остаться к этому равнодушным. Все, что тебя окружает, на тебя воздействует, и конечно, ты используешь любую мелочь, чтобы подсмотреть в ней что-то для своей будущей работы. На тебя влияет все – проблемы на Ближнем Востоке, протесты в России, природные катаклизмы. Сейчас не очень благоприятный период в этом смысле, и это не может не отразиться на наших работах. Также дизайнер не может остаться равнодушным к истории, культуре других мест. Возьмем Дрезден, который был прекрасен настолько, что его звали Флоренцией на Эльбе, и который был полностью разрушен в конце войны. Это очень трогающий момент. Или вот недавно один из коллекционеров заказал нам ограждение для своей виллы, и мы сделали предмет, навеянный последней войной – похожий на ограждение в концентрационных лагерях. Так в центральной голландской газете появился даже комикс, изображающий меня нацистом! Это стало новостью национального масштаба! Можете объяснить мне, почему? Что в этом такого? Я видел это по телевизору, почему я должен остаться к этому равнодушным? Или вот такая мелочь, как молочник, – мы купили один на барахолке в Москве, немецкий трофейный, привезенный в Россию после войны. Его форма навеяла нам формы нашего сервиза Last Supper («Тайная вечеря»). Это все только подтверждает, что и дизайнер – лишь зеркало, где отражается общество со всем, что в нем есть плохого и хорошего.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Ольга Соловьева

Отечественным чиновникам предстоит выбирать между интересами производителей и потребителей

0
504
В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

Иван Родин

Врио главы республики сокращает расходы админресурса на тройную кампанию

0
363
США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

Михаил Сергеев

Российский бизнес требует пересмотра участия РФ в Парижском соглашении

0
445
Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Екатерина Трифонова

Конституционный суд опять напомнил, что после обвинительного приговора бесплатные адвокаты исчезают

0
464

Другие новости