В Петербурге прошел первый форум, посвященный художественный критике. Его организовал «Фонд Петра Кончаловского», который в марте 2010 году уже проводил подобное мероприятие. Только в тот раз оно было посвящено Сезанну и приурочено к большой ретроспективе Кончаловского в Русском музея. Тогда зал Ельцинской библиотеки, где проходил форум, был почти пуст. В этот раз тема более широкая, и свободных мест в зале почти не было. Всего по подсчетам организаторов в форуме приняло участие около 300 человек.
Разумеется, пригласили большой международный дессант – специалисты из MoMA, Tate Modern, Королевской Академии искусств, а открыл форум президент международной ассоциации арт-критиков AICA Марек Бартелик и профессор Пенсильванского университета Андре Домбровски. Оба говорили вполне оптимистично, отмечая роль арт-критики во взаимотношении искусства и зрителя. В противовес им выступали российские спикеры. Художник и философ Максим Кантор занял консервативную позицию и сообщил, что произошел какой-то «технический сбой и мы ошиблись с выбором языка для общения с реальностью, отказавшись от базовых категориальных вещей», подразумевая под языком современное искусство. Завотделом новейший течений Русского музея Александр Боровский сожалел о снобизме, партийности и отчасти ангажированности среды современных критиков, а также замене литературности короткими форматами интернета.
Интернету и современнным средствам информации, кстати, была посвящена отдельная сесиия форума. В этот же день обсуждали влияние арт-критики на художественный рынок, где слово взяла Жюдит Бенаму-Юэ, автор книги «Цена искусства». Андрей Кончаловский, принимавший активное участие во всех заседаниях форума, не раз негативно высказывался о противостоянии эстетики и коммерциализации. Его антиподом выступал совладелец галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин, заявивший во всеуслышание: «Рынок – это я!»
Не обошлось на форуме и без небольших скандалов, которые, впрочем, только подогрели к нему интерес. Так художник Дмитрий Гутов спросил у присутствующих, зачем вообще нужна арт-критика. «Пишут-не пишут, разницы нет», – заявил он, назвав арт-критику «недоразвитым искусствознанием» и отметив отсутствие какого бы то ни было влияния власти на арт-критиков. Оживленную дискуссию, переросшую в битву мнений, вызвала презентация образовательной программы «Гаража»: академическая школа назвала курсы, проводимые в центре, «катастрофой», в то время как молодые специалисты отмечали насущную необходимость таких программ и проект активно поддержали. Еще больший резонанс имела история последнего дня форума, когда в его рамках открылась выставка молодых художников «Без ограничений». С одной из работ произошел неожиданный для организаторов конфуз – в интерактивной инсталляции, предполагающей введение зрителями текста на экран монитора, кто-то из зрителей написал колкость в адрес действующего премьер-министра. Экспонат быстро убрали, художника из форума выпроводили, историю замяли.
Но несмотря на то, что события кажутся кулуарными, а сам форум уж слишком специальным, его атмосфера, поднимаемые вопросы, участники и мнения все равно показательны. Художественное сообщество у нас небольшое, но каждое его выступление говорит многое о состоянии самого современного искусства в России.