Диван, кресло и пуф французского дизайнера Жана Руайера.
Фото предоставлено организаторами
Раритетные, единичные предметы дизайна – в некотором роде оксюморон: ведь дизайн возник в результате развития индустриальных способов производства и изначально предполагал массовое изготовление товаров «для народа». Но с недавних пор от промышленного дизайна стал отпочковываться дизайн-как-искусство (design as art), дизайн коллекционный, уникальный. И если для поклонников первого меккой остается Милан с его Международным мебельным салоном и сопутствующей выставочной программой, то для коллекционеров и знатоков центр интереса смещается в Майами и Базель.
Именно там уже шестой год подряд проходят выставки-ярмарки Design Miami (в декабре) и Design Miami/Basel (в июне). Соседство базельской выставки с ярмаркой современного искусства Art Basel только подчеркивает, что многие из представленных предметов находятся где-то посередине между функциональными вещами «для жизни» и чистым артом. Поэтому неудивительно, что часть публики делит свое внимание между этими двумя мероприятиями: в частности, в этом году среди VIP-гостей на открытии Design Miami/Basel были замечены фэшн-дизайнер Жиль Сандер, а также Наоми Кэмпбелл и Вячеслав Доронин.
Всего же на Design Miami/Basel, проходившей с 14 по 18 июня, приехало 43 галереи из Европы, Америки и Кореи. Их экспозиции были размещены в одном павильоне, и благодаря архитекторам из нью-йоркского бюро Aranda/Lasch, разрабатывавшим планировку и оформление выставочного пространства, вместо привычных белых коробочек одинакового размера у каждой галереи был индивидуальный стенд, открытый, без внешних стен. От этого весь павильон казался одной большой гостиной, сплошь заставленной мебелью разных стилей и периодов, и из соседства мебели Ле Корбюзье и каплевидных стальных стульев-скульптур Рона Арада рождалось новое, необычное единство.
«Это действительно уникальное сочетание – на нашей выставке посетители могут совершить путешествие через всю историю дизайна: от сокровищ начала ХХ века до экспериментальных работ ныне живущих авторов», – рассказала Марианна Гёбл, новоназначенный директор выставки.
Особенно ценные экспозиции дизайнерской классики представили парижские галереи Patrick Seguin и Jousse Entreprise, которые привезли в Базель сборно-разборные каркасы для временных зданий французского дизайнера и архитектора Жана Пруве (они относятся к самым дорогим вещам из дизайна ХХ века). Основу экспозиций галерей Ulrich Fiedler (Берлин) и Downtown (Париж) составляли вещи дизайна Ле Корбюзье. Стенд галереи Chastel-Marechal украшали цветные зеркала Лин Вотрен и необарочная мебель Сержа Роша. Галереи Eric Philippe, Hostler Burrows, Jacksons, Dansk Mobelkunst, Modernity могли похвастаться обширными коллекциями мебели и светильников лучших скандинавских дизайнеров.
Однако для многих ценителей дизайна даже более привлекательными, чем раритеты ХХ века, являются удивительные и уникальные вещи современной работы. Среди хитов Design Miami/Basel, 2011 были стол и кресла из гнутого дерева 32-летнего ирландского краснодеревщика Джозефа Волша, выставленные галереей Nulifar; люстры из сотен настоящих одуванчиков, закрепленных в металлическом каркасе, – работа дизайнеров Лоннеке Гордьин и Ральфа Науты для галереи Carpenters Workshop; а также скульптурное стенное панно из фарфора Folly, в котором художница Бет Кейтельман интерпретировала в современном ключе мотивы тканей «туаль-де-жуи» с пасторальными сценками (представлено Todd Merrill Studio Contemporary). Немалым успехом у коллекционеров пользовалась и гранитная мебель дизайнера Макса Лэмба – скамьи, стулья, столы были распроданы все до единого еще в первые два дня выставки, а выставившая их Johnson Trading Gallery получила несколько заказов на последующие работы Лэмба.
Скульптурное стенное панно из фарфора Folly. Фото с сайта Design Miami/Basel |
Также крупнейшая швейцарская мебельная компания Vitra, как обычно, приурочила к выставке в Базеле свой летний праздник – пикник под открытым небом в Vitra Campus в Вайль-на-Рейне. Кроме клубники и коктейлей гости смогли получить массу культурных впечатлений: посетить недавно открывшуюся в пристройке к Музею дизайна Vitra галерею с эмалями великого Этторе Соттсасса, посмотреть специальную выставку, посвященную 30-летию постмодернистской дизайн-группы Memphis и расположившуюся в куполе Бакминстера Фуллера, а также посетить пожарную станцию, построенную почти 20 лет назад нынешней архитектурной звездой Захой Хадид (все это открыто и для посетителей музея в другие дни). В центре внимания была и Катрин Пруве, дочь одного из самых уважаемых дизайнеров ХХ века. Она приехала, чтобы представить публике новую коллекцию работ своего отца, произведенную компанией Vitra в сотрудничестве с голландским производителем люксового денима G-Star. Лимитированная серия из 17 предметов (стулья, столы, табуретки, лампа, скамья, ширма) под названием Jean Prouve RAW by G-Star for Vitra будет выпущена в течение следующего года. Все вещи – уникальные разработки 1930–1950-х годов, настоящие примеры гениальности Пруве: лаконичные, технологичные, по-своему изящные и умные.