Марина Гисич на открытии юбилейной выставки.
Фото автора
Уже на подступах к зданию из серого гранита на набережной Фонтанки наблюдалось большое скопление народа, пришедшего на празднование по случаю юбилея Marina Gisich Gallery. Протискиваясь в толпе мимо двух молодых женщин, я услышала фразу, в которой звучали нотки удивления, граничащие с брезгливостью. Одна подруга спрашивала другую: «Тебе что, правда нравится это (секунду она силилась подобрать нужное определение)┘ современное искусство?!» Казалось, многих пришедших сюда тянула либо любовь к вечеринкам, либо непонятный, но не теряющий от этого своей мощи и напора тот самый совриск.
В Санкт-Петербурге в отличие от Москвы галеристы серьезно занялись современным искусством не в 1990-х, а в 2000-х. В этом контексте 10 лет можно считать возрастом вполне солидным. Официальное открытие галереи состоялось выставкой «О спорт! Ты – мир» в 2001 году. И хотя первое время специалистов смущало спортивное прошлое ее основательницы (Гисич занималась художественной гимнастикой), о галерее быстро заговорили как о по-настоящему профессиональной. В арсенале галереи около 40 проектов, а в команде – ведущие художники, представляющие все векторы важнейших художественных направлений современного искусства: Керим Рагимов, Владимир Кустов, Марина Алексеева, Григорий Майофис, Евгений Юфит. Все они уживаются в обширном выставочном пространстве, разделенном на две части. На первом этаже, открытом для всех желающих, – временные выставки, на втором – хранятся работы корифеев и расположена приемная для особо важных гостей.
Давая оценку российскому арт-рынку, сама галерист посетовала, что у нас в стране сложно продавать современное искусство: «К нему нужно быть готовым, его нужно принять, понять, насмотреть». Зачастую оно не радует глаз, а будоражит ум, и потому у многих не вызывает ничего, кроме отторжения. Чтобы держаться на плаву, нужен либо капитал, либо опыт.
Работа одного из авторов галереи Евгения Юфита. Иллюстрация предоставлена Marina Gisich Gallery |
Немногочисленные русские коллекционеры современных шедевров уже окучены. Прочие состоятельные люди относятся к искусству как к декоративному пятну в интерьере. Им пока трудно понять, что место под искусство нужно готовить заранее, а не завешивать им пустые стены. В результате многим галеристам выгоднее больше внимания уделять международным проектам. Что делает и сама Гисич – галерея участвовала в ARCO в Мадриде, Vienna ART Fair, и др.
Свой юбилей галерея собиралась отпраздновать также масштабной выставкой «2001–2011. Глава I», в экспозиции которой планировалось не только показать художественный срез за прошедшее десятилетие, но и поднять вопрос специфики российского выставочного пространства. По задумке организаторов искусство должно было выйти за пределы выставочного зала и поселиться на время в квартирах простых людей, живущих в том же доме, что и галерея. История эта, с одной стороны, отсылает к квартирным выставкам предыдущей художественной эпохи. С другой – выводит искусство из профессионального пространства в повседневную среду, отвечая на вопрос, кому, собственно, современное искусство предназначено и нужно ли оно обществу.
Ответ последовал еще до открытия экспозиции. Жильцы, которые до последних дней подготовки проекта высказывались за то, чтобы предоставить стены своих квартир высокому искусству, в последний момент отказались от участия в нем. Похоже, они, как и многие, просто оказались к нему не готовы.