В преддверии 64-го Международного Каннского кинофестиваля обозреватель «НГ» Виталий НУРИЕВ встретился с арт-директором Российского павильона в Каннах Екатериной МЦИТУРИДЗЕ, чтобы обсудить мероприятия, которые будут проводиться в этом году в павильоне, а также побеседовать о механизмах продвижения российского кинематографа в зарубежное кинопространство.
– Екатерина, насколько я помню, в 2008 году с дирекцией Каннского фестиваля договор по поводу Российского павильона заключался на три года. А сейчас?
– Перезаключен также на три года.
– Каков объем ваших функций как арт-директора павильона?
– Вы знаете, я не люблю бюрократический подход к делам, когда говорят: «А сейчас главное – распределить функции!» Это, быть может, работает хорошо на заводе, где производят машины или рельсы, когда один отвечает за одну деталь, а кто-то еще – за другую. Когда же ты готовишь мероприятие делового или фестивального формата, фундамент которого строится на PR, одному сложно справиться, тут важна командная работа. Где-то с ноября я начинаю обозначать основные направления работы павильона в следующем сезоне, к началу Берлинского кинофестиваля, я уже знаю на 80%, с какими фильмами мы работаем, с марта мы выходим на финишную прямую, две летучки в неделю, мы не изображаем работу, мы – работаем. И скажу без ложной скромности, я достаточно четко умею распределять полномочия, хорошо чувствую, у кого что лучше получится. Главное – не связываться с людьми с необоснованными амбициями, особенно такими, знаете, прыгунами на короткую дистанцию, из одной области в другую, формата «драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота┘». Мы, кстати, командно помогаем молодым продюсерам по киарту, советуем, как правильно позиционировать фильм на рекламных материалах, в медиапространстве и т.д. Правильно распределить функции и жестко контролировать процесс выполнения, вот и весь секрет успеха организации события любого масштаба. Кстати, команда у нас, мягко говоря, небольшая – семь человек, несколько моих ребят, несколько – Дмитрия Литвинова, моего партнера по этому проекту. Недавно двух выращенных нами с нуля пиарщиков перекупил один известный продюсер. Молодым ребятам сложно устоять против соблазна денег, тем более когда особо никто не заставляет их отрабатывать. Но вот парадокс – оба просятся обратно к нам в новую структуру, которую мы только формируем.
– Магистральная цель павильона – наводить мосты между нашей кинематографией и зарубежными продюсерами, дистрибьюторами, так ведь?
– Если коротко, представительская миссия. Своеобразное посольство нашего кино на главном кинофестивале и кинорынке мира.
– Я так понимаю, эта цель подразумевает наличие некой системы подзадач, и, видимо, каждый год какая-то из них выходит на первый план. Что в этом году?
– Мы не делим так: в этом году – одно, в следующем – другое. Задач не так много, как и сюжетов для кино. Важно, как они коррелируют друг с другом. Когда я начинала в качестве арт-директора, первые года два главная сложность заключалась не в формировании программ, а в привлечении бизнес-партнеров. Деньги, выделенные Министерством культуры, покрывают лишь небольшую часть расходов. Партнеров, как водится в России, поначалу я находила среди друзей. Потом выяснилось, что за эти четыре года мы собрали и целей, и проектов, и друзей на целую новую концепцию продвижения и, более того, на целую структуру, причем – государственную! Честно, я не ожидала, что это будет тот же «Совэкспортфильм».
Знаете, я люблю определение «новые глобальные лидеры». К нашей стране сегодня это подходит. Так вот, новые лидеры оценили мою концепцию и предложили спасти то, что осталось от старой компании, и полностью ее реформировать. С кадрами у нас, в отличие от многих, проблем нет, как я уже говорила выше, и я решила, что для моей команды это хороший шанс творческого роста. Само собой, идея позиционирования России посредством кино не могла не взволновать меня!
– Новые глобальные лидеры. Очень похоже на термин из стокгольмской школы экономики.
– Уверена – наши новые лидеры и про стокгольмскую, и про другие прогрессивные школы знают не понаслышке. Александр Жуков, роль которого в становлении нового формата нашего кино переоценить сложно, – человек дела. Выполняя поручения премьера, озвученные на совете по кино, он лично инициировал создание в России госкомпании, профессионально занимающейся международным продвижением нашего кино. Идею поддержал министр культуры Александр Авдеев. Он лично встречался со мной, беседовал, советовал, выслушал идеи. Кстати, идеи рассматривали не только наши, концепций было несколько. От абсолютно не имеющей ничего общего с реальностью, около ста фестивалей в год и т.д., до буквально следующего: открыть в бывшем здании «Совэкспортфильма» ресторан, кафе, выпускать сувенирную продукцию, ну и тому подобные веселые планы.
– Странноватый способ.
– Разные бывают┘ Я лично за аккумулирование опыта нескольких крупных компаний из других стран. Естественно, «Юнифранс», Austrian Film Commission, German Films, Indian Film Commission. Индусы тратят адекватные деньги и выстраивают продуманную политику через Америку. Поэтому их кино звучит, их звезды становятся востребованными в Голливуде. Айшвария Рай, Фрида Пинто. Шекхар Капур, замечательный человек, снимает в Америке. Не менее прекрасный Дэнни Бойл, наоборот, едет снимать в Индию на особых условиях, предоставленных ему национальными фондами. Результат – несметное количество «Оскаров» за фильм, который, по сути, ничем особым не отличается ни по сюжету, ни по форме, но за счет естественной фактуры, красоты этих людей и их культуры становится востребован во всем мире. Сложно сказать, что более значимо – кассовые сборы «Миллионера из трущоб» или популяризация Индии как страны, открытой миру, несмотря на все ее проблемы. Это итог блестяще проведенной работы и по производству, и по промоушну фильма! Успешные американские индусы, совершенно из другой области бизнеса, носились как сумасшедшие, чтобы пролоббировать «Миллионера» руководству студии «Двадцатый век Фокс». Об этом знал весь Лос-Анджелес, город, который повернут на кино! «Фоксы» поначалу не горели желанием покупать фильм. В результате невероятного упорства один из младших сотрудников «Фокса», влюбившись в проект, заставил всех взглянуть на него в новом ракурсе. Дальше вы знаете.
Другой пример. В прошлом году мой друг, один из ведущих агентов и дольщиков влиятельного агентства «CAA», которое занимается звездами кино, шоубиза, НХЛ, НБЭ, Мэнни Нунэз, заключил сделку на несколько миллиардов долларов между индийскими и голливудскими компаниями. Среди них – компании Стивена Спилберга, Джеффри Катценберга, студия Джулии Робертс┘ Если российское кино все-таки превратится в полноценную индустрию, его возможно будет капитализировать не хуже индийского. Продвигая наших артистов, наше кино, возможности России, уникальной страны с невероятными ландшафтами, демонстрируя на деле открытость для привлечения иностранных съемочных групп, мы постепенно впишемся в общую картину мировой киноиндустрии. И тогда не нужно будет гадать на кофейной гуще и усматривать теории заговора в том, что наши фильмы не попали на тот или иной фестиваль. Одно из наиболее перспективных направлений в работе нашей компании – это способствование взаимовыгодному сотрудничеству между бизнес-структурами нашего и международного кино. Здесь неоценимую роль играют личные отношения, человеческий фактор.
– Получается система: наш человек в тылу┘
– Это так. То, что Володя Машков пробивается в Голливуде, конечно, вызывает дружную нелюбовь его коллег по цеху здесь. На самом деле в одиночку он делает работу, на которую уходят годы. Результат – роль в настоящем блокбастере «Миссия невыполнима-4». Да-да, нечего улыбаться. Может быть, это не высокое искусство, но проект прозвучит и кассу свою сделает. Потом я считаю, сниматься с Томом Крузом, выдающимся актером, – это тоже удача. В моей личной иерархии он стоит недалеко от Хамфри Богарта. Правда, не все мои друзья разделяют это убеждение!
– Я тоже к нему достаточно спокойно отношусь.
– Даже после «Магнолии» и «С широко закрытыми глазами»?
– В «Магнолии», определенно, он играет здорово. А с фильмом Кубрика у меня не сложилось, мне кажется, режиссер там пережал с эстетикой и ушел далеко от того, что Артур Шницлер рассказывает в книге. Тут литературный оригинал мне нравится больше, хотя русский переводчик намудрил с именами собственными.
– Вы филолог?
– В общем, да.
– Недавно перечитывала «Письма незнакомке» Андре Моруа. Хочется почитать что-нибудь похожее. Не подскажете?
– Ален де Боттон, например. «Динамика романтизма», его «Опыты любви». Или у того же Моруа есть чудный сборник рассказов «Фиалки по средам».
– Фиалки? Замечательно. Знаете, это мои любимые цветы.
– Правда? Вот так сюрприз.
– Да, в самом деле. В Тбилиси, где я росла, фиалки начинали цвести рано. Их продавали небольшими букетиками за бесценок. Мне в январе их уже дарили – на день рождения. И вообще дарили часто. А в Москве ни разу.
– Наверное, просто вас не ассоциируют с фиалками. Думаю, больше с розами, но не с алыми, а, знаете, такого цвета, какого иногда бывает небо на закате.
– Спасибо. Ну, мы отвлеклись. Так вот про Голливуд, я считаю, что необходима постоянная работа в этом направлении. Правда, тут во всей красе всплывает пресловутый человеческий фактор, в частности – тотальная лень наших артистов учить языки! Может, со временем эта лень пройдет, когда им будут более ясны перспективы. И мы с вами плавно пришли к еще одному принципиально важному направлению нашей деятельности – созданию условий для международной копродукции. Начиная с этого года, с программы Российского павильона в Канне, мы попробуем выстроить цепочку постоянных отношений между потенциальными партнерами, продолжим на других кинорынках и фестивалях. Серьезный шаг вперед – вступление России в «Евроимаж». Совсем не давно новый глава кинодепартамента Минкульта Вячеслав Тельнов ездил в Берлин по поводу соглашения между российскими и немецкими фондами. Это даст возможность нашим продюсерам не только получать дополнительное финансирование, что само по себе важно, но и подключиться к более широким международным ресурсам по дистрибуции и продвижению. В павильоне в этот раз мы представим семь проектов, которые отобрали за полгода, два не успели подготовить к фестивалю. Программа называется «Копродакшн. Россия – шаг в общее будущее». Мы, с нашей стороны, день и ночь сидим на телефонах, на мейлах, на скайпе, на конференц-колах, на чем угодно, чтобы подтянуть для них потенциальных партнеров, дистрибьюторов, сейлс-агентов, фестивальных отборщиков, представителей фондов┘ Понимаете, вытаскивать людей в Канн под какое-то мифическое мероприятие – это нечестно. Вы знаете, там каждый фестивальщик бегает, как волк, все приезжают с заранее расписанным графиком встреч. Мы ориентировались на тех наших продюсеров, которые уже имели виды на поездку в Канн. Мы собираем их в один день, в один час и, с нашей стороны, обеспечиваем самое сложное – правильных участников. Не так их много, надо сказать, к сожалению, – желающих снимать с нашими. Можно, конечно, самим предлагать иностранцам деньги, «мол, давайте, снимайте с нами, снимайте лучше нас», но это рискованный путь. Необходимо постоянно расширять узкий пул людей, готовых с нами работать. Репутация пока слабая. Тот же Мэнни Нунэз, который заключил сделку века с Индией, сколько бы я ему ни твердила: «Приезжай в Россию, познакомишься с нашими крупными продюсерами», – отвечает, что «пока не чувствует от нас готовности», о чем бы это ни говорило┘ С Константином Эрнстом, когда тот в качестве номинанта приезжал в Лос-Анджелес на «Золотой глобус» с фильмом «Край», он, наоборот, хотел увидеться, но, к сожалению, не получилось. Мэнни нравится «Край», но Первый канал убедил его еще больше, он посмотрел наш сайт в Интернете и быстро оценил возможности канала. Они все быстро схватывают.
– Кажется, я уже слышу не арт-директора Российского павильона, а гендиректора «Совэкспортфильма», да?
– (Улыбается.) Мы очень хотим все-таки как можно скорее завершить ребрендинг и стать «Роскино». Я верю в магию названия. Вот четыре года назад в Канне были флаги почти всех кинематографических держав мира, кроме России. А теперь словосочетание Российский павильон в Канне стало составляющей частью деловой программы, и наш триколор радует там глаз. В этом году, кстати, удалось собрать хороший баланс мероприятий и участников.
– Программа в самом деле интересная.
– Она не искусственная. У нас нет прокламационных мероприятий. И денег особых нет, чтобы всем обещать. Так что мы работаем «бутиково». Еще одно важное направление – продвижение России как съемочной площадки – мы изучаем основательно. В марте договорились с администрацией губернатора Свердловской области, что на следующий год в Канне представим программу региона на основе новых законов, предусматривающих специальные льготы и особые условия для международных съемочных групп.
– Ориентируясь на зарубежных партнеров?
– Да, это приток инвестиций в регион, кроме того, у них большое преимущество – наличие хорошей, действующей Свердловской киностудии. Но это через год. Сейчас же копродакшн: Алексей Герман-младший – «Под электрическими облаками», которым уже заинтересовался некий крупный фонд; совместно с американцами и с немцами готовится Metro Dog – авантюрная история про собак и их хозяев, «Мир Софии» – это экранизация шведского бестселлера, «Все ушли» Георгия Параджанова, еще несколько... Все проекты перспективные.
– Некорректный вопрос можно? Личные фавориты есть среди представляемых фильмов?
– Есть. Леша Герман. Мне близко его мировоззрение.
– «Гарпастум», «Бумажный солдат»?
– «Гарпастум» больше.
– Там, кроме всего прочего, сепия замечательная.
– И мне тоже нравится эта коричневатая состаренность. А «Под электрическими облаками» – его первая современная история, новеллы, разные люди, разные ситуации. Это даже не столько сегодняшняя, сколько завтрашняя Москва. Архетипичные истории, которые будут актуальны через пять-шесть лет.
– Видел в программе образовательную часть.
– Да, она уже опробована на нескольких фестивалях, в том числе в Котбусе, в Германии. С этого года начинаем сотрудничество с Санкт-Петербургским университетом кино и телевидения, уже договорились с ректором Александром Евменовым.
– Будут делиться опытом с зарубежными коллегами?
– И налаживать обмен.
– Студенческий?
– Может быть, и преподавательский. Месяц назад в Питере состоялся форум «Кино России-2020», где всплыл больной вопрос образования. Сергей Сельянов отметил, например, что у нас катастрофическая ситуация с подготовкой сценаристов. Была важная ремарка по поводу отсутствия крепких средних фильмов. Это серьезный вопрос. Можно сколько угодно критиковать систему международного проката, но нужно еще иметь, что прокатывать.
– А ваш доклад был о чем?
– Об альтернативной модели международного продвижения нашего кино. О том, что лучше сократить количество фестивалей – оставить только в стратегически важных городах, больше работать в направлении дистрибуции, больше продвигать наших талантливых профессионалов, о важности государственной политики по продвижению, необходимости субсидий, необходимости участия каждого профессионала из всех областей кино, кто считает себя неравнодушным к формированию индустрии┘
– У меня есть знакомые, которые работают во французской литературе. Они говорят, что интерес к русским писателям за последние несколько лет упал. Вы с 2008 года следите за ситуацией в Канне в Российском павильоне, как в этом отношении дело обстоит с нашим кино?
– С кино ситуация иная. В Канне для нас это во многом индустриальная история. Поскольку в прошлом году российское кино заняло шестое место по кассовым сборам в мире, и это большой прогресс, к России интерес есть. Тут работают свои схемы. Не всегда это напрямую связано с интересом к культуре. Необходимо соединить все это в единое целое. Знаете, если в той же Франции выйдет хотя бы два российских фильма в год с условием, что они прозвучат, это в первую очередь будет служить укреплению интереса к нашей стране. Допустим, посмотрел человек фильм, он ему понравился, а это экранизация, человек пошел, купил книгу, потом захотел выучить язык или приехать к нам. Как шахматная партия, где каждый шаг влечет за собой следующий ход, и в итоге складывается красивая комбинация. Не люблю проговаривать это вслух, потому что звучит слишком пафосно┘
– На чем будете строить вашу стратегию продвижения?
– Стратегию? Если говорить глобально, Россия – моя любимая страна и, я уверена, ваша тоже?..
– Безусловно, я в свое время, прожив полгода, не остался в Париже, хотя возможность была. Не самый плохой город для жизни.
– Прекрасный город!
– Я готов туда возвращаться на неделю, на месяц, но потом пересекаешь какой-то временной рубеж, и становится тоскливо.
– У меня то же самое было в Лос-Анджелесе. Очень хотелось там поработать. Поработала. К Рождеству меня стали раздражать их елки, веселье под пальмами, отсутствие снега и наличие правил дорожного движения! Я буквально мечтала уехать. А теперь опять скучаю по Лос-Анджелесу. Возвращаясь к вашему вопросу, России как стране нужен правильный пиар. Например, Павильон России на Венецианской биеннале – это позитивный шаг, в этом году его комиссар – галеристка Стэлла Кей, и я уверена, резонанс будет хороший. Книжные выставки в разных странах мира, на которых российское присутствие организовывает Владимир Григорьев, – звучат. Валерий Гергиев и любой его концерт в мире – это большой плюс для имиджа страны. Наконец, в плюс России работают наши новые лидеры, политики и бизнесмены. Важно, чтобы они понимали: сегодняшний мир другой, и надо поддерживать связь с другими культурами через искусство, через культуру. Донести свой месседж таким образом и элегантнее, и в итоге рентабельнее. В этом году, кстати, еще один новый лидер, Герман Греф, решил поддержать наше начинание по продвижению российского кино – траектории нашего движения совпали со Сбербанком России, который, выстраивая свой имидж, позиционирует имидж российского бизнеса в целом. Необходимо правильно использовать возможности кино, не умаляя его роли в формировании имиджа страны в целом.
– По поводу имиджа. Скажите, а кто делает логотип Российского павильона? Там замечательная эргономика визуального решения.
– Спасибо за комплимент, это небольшая, но креативная компания – Husky. Сейчас они разрабатывают для нас логотип новой структуры и сайт. У «Совэкспортфильма» его не было. Знаете, как театр начинается с вешалки, любая уважающая себя компания, тем более в области пиара, начинается с сайта. Когда вам говорят, вот у нас крутой фонд, миллионы, планы, перспективы, а вы заходите на сайт, и там – две с половиной строчки, неработающий форум, вы, наверное, не станете иметь с этим дело. Тем более что в России это не проблема, я считаю, наши ребята, создающие сайты, одни из лучших в мире.