"Мадам Лидия" – история непростой судьбы.
Афиша фильма
В Москве состоялась премьера фильма «Мадам Лидия. Русская модель французского гения», посвященного Лидии Делекторской, подруге и музе Анри Матисса, которой в прошлом году исполнилось бы 100 лет. Делекторская была верным другом великого художника на протяжении 20 лет, Матисс изобразил ее на сотнях рисунков и живописных полотен. А чтобы изучить ее судьбу, автор фильма, кинодокументалист Олеся Фокина работала во французских архивах, встречалась с людьми, лично знавшими Делекторскую. В итоге получилась пронзительная и немного печальная история, о которой Олеся ФОКИНА рассказала Элле МИТИНОЙ.
– Олеся, ты, снимая фильм, досконально изучила биографию Лидии Делекторской. Расскажи, как она оказалась во Франции, а потом и у Матисса?
– Лидия Николаевна родилась в Томске в 1910 году. Ее отец был педиатром, семья жила в полном достатке. После революции все в одночасье рухнуло, мать и отец умерли в Гражданскую войну, 13-летнюю Лидию забрала к себе в тетка. Чуть позже она попала во Францию, где неудачно вышла замуж, развелась и, пытаясь свести концы с концами, искала хоть какую-то работу. Как-то в Ницце на столбе она увидела объявление, в котором говорилось, что неведомый ей художник Анри Матисс ищет натурщицу для работы над картиной «Танец». Так Лидия впервые оказалась у Матисса. После окончания работы заболела мадам Матисс и Лидия стала сиделкой. Позже молодая русская женщина начала вести домашнее хозяйство, помогать воспитывать детей, а затем стала постоянной натурщицей мастера.
– Как произошел разрыв отношений с Амели, супругой Матисса? Наверняка это было очень тяжело для всех.
– Конечно, Амели пережила настоящую трагедию. Она прожила с Матиссом 39 лет, родила троих детей, была ему по-настоящему преданна. В течение многих лет, когда его картины еще с трудом продавались и он был никому не известен, Амели зарабатывала семье на жизнь, вела хозяйство, вечерами служила моделью своему мужу. И вот после стольких лет бескорыстной преданности она должна была уйти из дома, поскольку поняла, что в жизни Матисса появилось что-то действительно серьезное, что не было мимолетным увлечением. Этот разрыв отнял у нее статус жены художника, лишил гордости. Однако Матисс никогда не разводился с Амели, не хотел тяжб и скандалов и уже при жизни завещал все имущество законной семье.
– Чем же Делекторская так покорила художника? Молодостью?
Анри Матисс. Портрет Лидии Делекторской. Из собрания Государственного Эрмитажа |
– Не только. Поначалу Лидия как женщина ему не очень нравилась – он любил южанок, женщин ярких и знойных. В Лидии были спокойная красота и достоинство русской женщины, которые он оценил чуть позже. Но совместная работа – а Лидия во время сеансов сидела в 50 сантиметрах от Матисса – невероятно сблизила 63-летнего художника и его 22-летнюю модель. И постепенно он уже буквально не мог без нее обходиться, скучал, если не рисовал ее. Только Лидии он поручал покупать краски, выбирать камень для будущих скульптур, готовить картины к работе, перевозить клетки с птицами и огромные банки из-под королевского табака, которые он всегда брал в путешествия. Матисс говорил о Лидии, что она была светом его очей. На одном из рисунков, на котором он изобразил свою подругу, Матисс написал: «Лидии, у которой нет крылышек, но которые она, безусловно, заслуживает».
– Что, в свою очередь, привлекло Делекторскую в Матиссе?
– Как утверждала Лидия Николаевна, он был для нее единственным смыслом жизни. Она пришла к нему «чистым листом», человеком, не знающим живописи. Она была золушкой, принадлежала к другому кругу общества. Матисс познакомил ее с выдающимися художниками своего времени, говорил с ней об искусстве, образовывал ее. Ее уважали и ценили за ум и достоинство самые знаменитые люди того времени. Пикассо называл ее «Голубая Лидия». Делекторская после смерти Матисса стала самым большим знатоком его живописи, с ней советовались крупнейшие искусствоведы. В отличие от Пикассо, который сохранял все рисунки и наброски, Матисс уничтожал все, что считал недостойным. Лидия не могла допустить того, чтобы даже неоконченные или неудавшиеся рисунки просто исчезали: она их все фотографировала. Благодаря ей искусствоведы получили бесценный материал, отражающий все этапы создания работ Матисса.
– Наверное, кто-то мог упрекнуть Лидию в корыстности ее отношений с Матиссом. Ведь он дарил ей свои картины, он ее одевал в прекрасные наряды, всюду брал с собой.
– О том, чтобы ни один человек не заподозрил ее в какой-то расчетливости, Лидия заботилась с первой минуты их отношений. Дважды в год Матисс дарил ей картины, но она брала с него расписки, чтобы никто не подумал, что она присваивает себе шедевры. Делекторская сама покупала рисунки, скульптуры, живописные полотна Матисса. Она была очень гордым и независимым человеком. Конечно, ее тяготил неясный статус подруги и помощницы художника. Однажды Матисс ей сказал: «Мадам Лидия, я вижу, как вам тяжело, и, если вы хотите (а они до конца дней оставались на «вы»), я готов развестись с госпожой Матисс». Но Лидия ответила решительным отказом: она знала, каких сил будет стоить больному художнику бракоразводный процесс.
– Делекторская подарила ГМИИ имени Пушкина и Эрмитажу более 200 эскизов, рисунков, картин, книг и скульптур Матисса.
– Она всегда скучала по России, думала о возвращении туда. В 1945 году, когда кончилась война, решила преподнести своей родине «большой букет цветов» – какие-нибудь рисунки Матисса. Художник горячо одобрил эту ее идею, и первый дар отправился в Эрмитаж. Затем дары музеям стали постоянными. Стыдно рассказывать, но, передав около двух сотен работ Матисса крупнейшим музеям страны, Лидия Николаевна получила отказ советского правительства в ответ на ее просьбу о возвращении гражданства. Дары стоимостью в сотни миллионов долларов оказались личным делом русской эмигрантки Делекторской.
– В фильме говорится, что Матисс умер у нее на руках. Что произошло потом?
– Еще накануне Матисс сделал несколько карандашных набросков Лидии, а наутро его не стало. Лидия закрыла дверь и вышла из квартиры, взяв с собой только то, что принадлежало лично ей. Днем в квартиру вошла мадам Матисс. Без Матисса Лидия Николаевна прожила еще 44 года. У нее больше никого никогда не было, и вся ее жизнь была посвящена только памяти художника. Она издала его работы – два огромных фолианта по полторы тысячи страниц в каждом, создала музей на родине художника в Ле Като-Камбрези, помогала всем выставкам художника, была главным специалистом по Матиссу по всему миру. При этом вела почти нищенскую аскетическую жизнь, экономила каждую копейку. В последние годы, например, отказалась от мяса, поскольку у нее были проблемы с зубами, а на стоматолога не хватало средств.
Анри Матисс и Лидия. Фото из архива Олеси Фокиной |
– Но при этом у нее были картины Матисса, которые она могла бы продать?
– Да, и каждая из них стоила миллионы. Как-то, проезжая мимо замков Луары, она бросила знакомым: «Если бы я даже продала один рисунок господина Матисса, я могла бы купить любой из этих замков». Но ни одной картины, ни единого рисунка или скульптуры ею не было продано. Все они были подарены музеям Москвы и Санкт-Петербурга. Себе в конце концов она оставила только рубашку Матисса, с которой просила ее похоронить, и одно бальное платье, которое ей когда-то подарил художник. Лидия Николаевна даже просила снимать свое имя дарительницы, чтобы оставаться для посетителей музеев анонимным лицом.
– Делекторская покончила с собой, когда ей было 84 года.
– Она и раньше хотела свести счеты с жизнью. Лидии не хватало человеческого тепла, участия людей, которые были вокруг нее, обыкновенного доброго слова. Те, с кем я разговаривала в Париже о Делекторской, были милыми, воспитанными людьми, но столь же холодными и равнодушными. В тот мартовский день 1998 года она в шесть утра позвонила в кафе, в котором много лет столовалась, узнать о том, какое будет на обед дежурное блюдо. Разве ее интересовало меню? Ей просто не с кем было поговорить. А потом она покончила с собой. Никто ни тогда, ни сейчас не мог объяснить до конца ее поступка. Возможно, что когда у нее больше не осталось ни одной работы художника, когда она издала все, что могла издать, открыла все музеи и выставки, жизнь показалась ей бессмысленной.
– Что же все-таки в этой женщине, о которой ты узнала за время работы над фильмом так много, тебя тронуло больше всего?
– Ее способность понимать гения, жертвенность, умение подавить свое эго во имя другого, ее невероятная высота духа. Ее история – это история великой души, в каком-то смысле недосягаемой. Однажды внук Поленова, с которым она была в хороших отношениях, сказал ей: «Мадам Лидия, вы так одиноки. Может быть, вам нужна чья-то помощь?» Гордая Лидия ответила: «Когда мне понадобится эта помощь, я уйду к нему» – и показала пальцем наверх. Ну, кто ей мог в этой жизни заменить Матисса, кто мог стать с ним вровень? Она это понимала лучше других. И в какой-то момент сделала свой выбор.