«В Москве почти все есть. В Москве нет шикарного кабаре», – вероятно, так думали российские организаторы гастролей парижского Lido, выступления которого пройдут в столице 17–19 марта. «Московский холод можно растопить только частицей живой души Парижа», – будто вторили им руководители коллектива Lido, соглашаясь на уникальные для кабаре гастроли. Уникальные, во-первых, потому, что кабаре на них практически не ездит, получая еженедельно по три-четыре приглашения. Во-вторых, потому, что специально для кабаре зал Крокус Сити Холла, где будут проходить выступления, пришлось переоборудовать под театр-ресторан: во время шоу, как и в Париже, гости будут сидеть за столиками, потягивая шампанское и заедая его фруктами. И, наконец, в-третьих, гастроли юбилейные – в этом году кабаре в том виде, в каком оно было восстановлено после Второй мировой войны, исполняется 65 лет.
Когда-то «кабаре» во Франции назывались кабачки, где собиралась творческая элита: литераторы, художники, актеры – пили, пели, танцевали. В конце 1880-х в Париже на Монмартре открылось первое профессиональное кабаре. Называлось оно Le Chat noir («Черный кот»), его афиша, созданная художником Теофилем Стейнленом, до сих пор активно тиражируется на сувенирах. А в конце XIX века это было место встречи парижской богемы, сюда захаживали Мопассан, Дебюсси, Верлен, Синьяк и многие другие. В последующие годы подобные кабаре возникли не только в Париже, но и по всей Франции, одно из них – Mirmilton – увековечил на своих полотнах Тулуз-Лотрек.
В кабаре сложился особый тип развлекательной программы, куда входили объединенные конферансье номера иллюзионистов, акробатов, танцоров, певцов – всего понемногу.
Словно в огромной менажнице, где выложены разноцветные закуски. В отличие от варьете, где весь спектакль строится вокруг одной звезды, в кабаре царит полное равноправие жанров и исполнителей.
Популярность парижских кабаре докатилась до Нью-Йорка после Первой мировой. Там, обогатившись американским новаторством, идея роскошного шоу вернулась в Париж. В конце 1920-х на Елисейских полях был открыт подземный бассейн-ресторан Lido – название он получил в честь одного из островов Венеции. После Второй мировой, когда парижане снова захотели не только хлеба, но и зрелищ, братья Клерико (эта семья и сейчас владеет акциями Lido) купили здание на Елисейских, запустив там программы, соединившие парижский шик с бродвейским размахом. Девиз «Ужин плюс шоу» стал фирменным знаком Lido.
Сегодня в танцевальной труппе Lido 50 девушек и 20 молодых людей, состав интернациональный, есть и русские, и украинцы, все как на подбор – рост девушек от 175 см, юношей – от 183 см. Костюмы в кабаре ручной работы и сделаны из натуральных материалов. Танцоры меняют их по 30 раз за представление, причем делают это мгновенно в ближнем «закулисье». В кабаре есть каток, огромная кухня, а также целый зоопарк: в различных шоу участвовали слоны, ламы, верблюды, шимпанзе, пантеры, медведи, морские котики и даже слоны. Неудивительно, что, например, последний спектакль «Счастье» обошелся владельцам в 10 млн. евро. Впрочем, окупаются эти траты довольно быстро – примерно за пять лет. Обслуживающая команда кабаре – 350 человек, о слаженной работе которых ходят легенды. Говорят, однажды подвалы кабаре затопило из лопнувшей трубы, вода погубила несколько метров электрокоммуникаций. Когда пожарные откачали воду, техники Lido собрали по всему Парижу сотни фенов и высушили провода к вечернему представлению.
Закулисье Lido его обитатели называют не иначе как «Авианосец», а тренера-хореографа – «капитаном». Уже четверть века должность художественного руководителя и постановщика в Lido занимает Пьер Рамбер, который пришел в кабаре из классического балета. На вопрос, почему он дал согласие на московские гастроли, Рамбер ответил просто и расплывчато: «Потому что у Франции и России очень тесные духовные связи». И с этим не поспоришь.