Добро пожаловать в Киркенес.
Фото автора
Миниатюрный Киркенес ютится на одном из фьордов Баренцева моря. В приграничной норвежской зоне, совсем близко от Никеля и Мурманска. Такой же городок-завод среди ледяной тундры и сопок Крайнего Севера, как и его российские соседи. По нашим меркам, почти деревня – жителей всего-то около четырех тысяч. Тем не менее жизнь Баренцева региона в последние годы сконцентрировалась именно в Киркенесе: именно здесь уже восемь лет проходит международный фестиваль Barents Spektakel. «Культурно-политический коктейль», как называет его инициативная группа и главный организатор – Pikene pа Broen. Если по-русски – «Девушки на мосту». Уже притчей в городке стала история о том, как один исландец, работавший в оргкомитете, не делал разницы между коротким и длинным звуком «и» в слове pikene (девушки). Получался ругательный норвежский аналог известного русского слова их трех букв, и звонившие в организацию люди слышали приветствие: «Х... на мосту», добрый день!»
Но сейчас не об этом.
Киркенес изначально был промышленным центром. В 1906 году его и основали как город-завод – здесь нашли руду. И главное предприятие – рудный комбинат, который называли «администрация на горе», – определяло тут все от рабочей и городской до частной жизни. Под Рождество каждая семья получала коробку с яблоками, а весной красили всем семьям заборы. Здесь появились первые асфальтированные дороги в губернии Финмарк, первые теннисные корты для инженеров. Здесь были свои «золотые» периоды – после Первой и Второй мировых войн. Но в 90-х произошло резкое падение цен на руду, комбинат обанкротился. Шахты закрылись, начался отток населения.
В 1991 году открываются границы, в 1993-м – образовывается Баренцев регион. Пять местных девушек схватили именно эту «волну». В 1996 году они объединились в «идеалистическую» инициативную группу, которая хотела противостоять пессимистическим настроениям в городке.
Одна из них и сейчас руководитель местного театра «Самовар», другие – журналистка, художница, работница местной администрации и актриса местного театра. У них не было определенных планов по развитию культуры или искусства, а только желание объяснить местной администрации, что нужно смотреть в будущее, что под боком Россия, что нужно думать о постиндустриальном развитии города. И даже было на кого оглядываться – Хааддерсфилд в Британии и многие другие места, где заводы возродили за счет творческих индустрий.
В 2001 году они, чтобы показать серьезность своих намерений, зарегистрировали компанию Pikene pа Broen как акционерное общество, получили стартап-кредит и начали работать профессионально – инициировать проекты. Целью было доказать администрации, что рабочие места в городке можно создавать не только в промышленности, но и в сфере культуры; что у Киркенеса есть и другое будущее, независимое от комбината.
Маленький городок-завод среди ледяной тундры. Фото автора |
Первым проектом стало возрождение российско-норвежских арт-резиденций для художников (инициативы международного арт-центра, существовавшего здесь до 1997 года). Девушки сами искали инвесторов и спонсоров. Итоговый проект «Миграция» был представлен в 2003 году в рамках 10-летнего юбилея Баренц-сотрудничества – в нем собрали работы художников из северных частей стран Скандинавии и северо-запада России. Выставка проехала через Киркенес, Мурманск, Архангельск и многие города Скандинавии. Параллельно проводились и мастер-классы, на одном из которых группа и познакомилась с нынешним арт-директором фестиваля Любой Кузовниковой. «Миграция» открылась в Киркенесе в конце января, и тогда возникла идея проведения масштабного мероприятия здесь именно зимой (лето в Норвегии – повсеместное время фестивалей), после окончания полярной ночи, в стабильное время без ветров. Идею предложили Баренцеву секретариату, где люди тоже живо интересовались судьбой региона.
В 2004 году прошел первый Barents Spektakel с программой выставок, концертов и обязательной конференцией, дабы идеи культурного сотрудничества проникали в муниципалитеты и другие властные структуры. Конечно, сначала инициативы более заинтересовали Осло, чем администрацию шахтерского городка. Но со временем и местная публика заинтересовалась мероприятием, семинары стали организовываться в более понятном для них ключе. Жители почувствовали, что фестиваль – для них и что им есть место на всех его площадках. Киркенесцы начали вливаться, обсуждать происходящее на работе и даже выступать с критическими предложениями.
Помимо привычных уже министров на открытие в этом году прибыла норвежская королева Соня – она запросто поселилась в отеле на главной 200-метровой улице, а вечером приветствовала публику с балкона библиотеки и дала старт фестивалю. Начавшийся тут же перформансом «Огненная симфония» немецкого театра «Титаник», праздник продолжился международным концертом в бывшем бомбоубежище, а ныне спортклубе, выбитом прямо в горе. Стоит отметить, ни на площади, ни на концерте не было ни «рамок», ни заборов, обысков и толпы охраны.
Бюджет тоже начал расти. В 2004 году он составлял 800 тыс. крон, сейчас – более 5 млн.
Развлечение местных жителей здесь, конечно, второстепенная история. «Девушкам на мосту» удалось показать властям, и в частности Баренцеву секретариату, что невозможно современное развитие промышленных, политических и социальных отношений, если нет понимания и проникновения культур. Barents Spektakel сегодня – место, где встречаются представители культуры, бизнеса и политики стран Баренцева региона.
Планы Pikene pа Broen необъятны, но в норвежских условиях вполне осуществимы. Тут и продолжение программы «Дни Норвегии в Мурманске», и проведение Баренц-арт-триеннале в 2012 году, и ни много ни мало открытие музея современного искусства. Кстати, для музея уже есть проект известного архитектора и даже инвестор, готовый начать строительство. И нет сомнения, открывать его, как и нынешний фестиваль, обязательно приедет королева Норвегии Соня.