Джошуа Редман: «Я всегда любил музыку, но никогда не думал, что стану профессиональным музыкантом».
Фото Reuters
В Москве прошел XI международный фестиваль «Триумф джаза», главной звездой которого выступил американский тенор-саксофонист Джошуа Редман. Редман стал известен в 1990-е годы, сделав удачный выбор между карьерой адвоката и музыканта. Он играл со множеством импровизаторов и быстро получил признание как публики, так и критики. В прошлом году вышел уже 12-й его альбом под названием Compass. Хотя революционером в музыке Редмана не назовешь, он любит экспериментировать с электроникой, элементами рока, фанка, r-n-b, соула. О джазе, а также о том, как семейная жизнь меняет отношение к музыке, Джошуа РЕДМАН рассказал Яне КАРБОВСКОЙ.
– Многие музыканты любят говорить, что о своем творческом пути догадывались чуть ли не с самого рождения. Вы получили очень хорошее образование – учились в Гарварде и Школе права Йельского университета – и на определенном этапе жизни не собирались посвящать себя музыке, хотя уже отлично умели играть. Вы не были уверены в своем таланте?
– Я всегда любил музыку, но никогда не думал, что стану профессиональным музыкантом. Наверное, у меня не было нужного драйва и амбиций для этого. В какой-то степени я был очень дисциплинированным человеком и сконцентрировался на академической деятельности, а музыка служила для меня развлечением, средством «исчезнуть», уйти от реальности. Поэтому я не думал тогда, что у меня может быть талант к этому. Да и до сих пор так не думаю (смеется). Для того чтобы стать профессиональным музыкантом, мне не хватало дисциплины в занятиях, а если занимаешься чем-то серьезным, ты должен по-настоящему работать над этим. Особенно это касается джаза – сложной, многоуровневой музыки, которая требует определенных усилий. На музыке нужно сфокусироваться, изучать ее, от этого никуда не уйдешь. И я сделал это. Но я не считаю, что дисциплина – это самое важное. Самое важное – быть искренним эмоционально и играть с душой.
– У вас большой опыт работы с трио – в частности, вы играли с органистом Сэмом Яхелем, барабанщиком Брайаном Блейдом, контрабасистом Кристианом Макбрайдом и другими. Как вам удается выработать общую концепцию звучания?
– Прежде всего я стараюсь играть с лучшими. Когда я играю с трио, это имеет особое значение, поэтому я выбираю профессионалов, которые не только виртуозно владеют инструментом, но и обладают яркой индивидуальностью, смелостью и могут быть полноценными соавторами. Трио – один из тех форматов, в котором необходимо умение слушать друг друга, с головой погружаться в музыку и максимально фокусироваться на работе, иначе все может обернуться катастрофой. Я стремлюсь играть с открытыми и свободными людьми.
– На что вы ориентируетесь в первую очередь, когда приглашаете сотрудничать тех или иных музыкантов?
– Для меня важен профессионализм, потому что он связан еще и с такими вещами, как ответственность, но это не первое, о чем я думаю. На возраст я тоже не обращаю внимания: дело не в том, насколько ты стар или молод, а насколько ты вовлечен в свое дело и насколько творчески ты подходишь к процессу. Я всегда рад сотрудничать с новыми молодыми музыкантами, но так получилось, что большинство музыкантов, с которыми я играл, принадлежали моему поколению. Но я считаю, это вполне естественно, потому что это люди, которые обладают тем же опытом и прошли то же культурное развитие, что и я.
– Вы отец двоих детей, каким образом удается совмещать успешную музыкальную карьеру и семейную жизнь?
– Знаете, когда появляются дети, то это все меняет. В том числе и твое отношение к музыке. После рождения первого ребенка понимаешь, что именно это и ничто другое – самое важное в твоей жизни, и музыка отходит на второй план. Так что это определенно не самое главное для меня. Тем не менее сейчас у меня появилось более тонкое понимание музыки и ее значения, моя игра стала действительно честной и настоящей. Поскольку теперь в моей жизни есть настолько важные, но далекие от музыки вещи. Совмещать их порой бывает довольно сложно. Я люблю ездить по миру и играть с великими музыкантами, но мне не нравится разлучаться с семьей на долгое время. Я стараюсь справляться с этим, что бывает непросто.
– Расскажите о своих творческих планах на ближайшее время.
– Я собираюсь продолжать выступать с трио, с которым я приехал в Москву. Кроме того, сейчас я являюсь частью новой группы Games Farm, и впереди у нас несколько месяцев гастролей и много работы.