Выставка «Самураи. Art of War» открылась в арт-центре «Ветошный» еще осенью (и продлится до мая), но в минувшие выходные к ней приурочили фестиваль аниме. Обе темы в последние годы стали очень популярными, но количество качественных арт-проектов в этой области пока невелико.
Экспозиция на шестом этаже старого здания в переулках возле Красной площади. Главные посетители – родители с детьми младшего школьного возраста. Что, впрочем, понятно – здесь все атрибуты жизни легендарных самураев и подробный рассказ о них. Причем атрибуты не только военные в виде мечей и доспехов, принадлежавших влиятельным кланам средневековой Японии, но и более лиричные, такие как каллиграфия, кимоно и поэзия, тоже неотъемлемая часть жизни самурая. «Что толку говорить другим, что это слухи? Когда твое собственное сердце спросит, что ты ответишь?» – гласит текст из антологии японской поэзии «Госэнвакасю», выполненный как раз в технике каллиграфии.
Выставка охватывает временной промежуток свыше пяти сотен лет и разбита на тематические разделы: средневековый замок, буддийский храм, ставка сегуна, городские кварталы. Организаторы намеренно задумали предложить посетителям пройти своеобразный «путь воина» и ощутить все этапы жизни самурая.
Впрочем, в выходные посетители собрались не столько ради выставки, которую многие уже успели посмотреть, сколько ради аниме. Этот анимационный продукт сегодня широко распространен в России, так что от мероприятий с грифом «фестиваль» ожидаешь чего-то особенного. Хаяо Миядзаки, которого в России холят, лелеют и знают практически все (ежегодные показы работ основанной им студии Ghibli по всем центральным каналам, многочисленные сообщества поклонников, устраивающие официальные и неофициальные просмотры его лент), казалось бы, должен гарантировать очевидную мейнстримовость одним своим именем на афише. В первый день фестиваля показали его знаменитые «Ходячий замок Хоула» и «Унесенные призраками». «Призраков» повторили и на второй день.
Кроме того, была показана прекрасная, но также хорошо известная «Девочка, покорившая время» Мамору Хосоды – история про школьницу, случайным образом обнаружившую машину времени с определенным количеством попыток и тратящую их все на сущие пустяки. А также лента «Пять сантиметров в секунду» Макото Синкая о любви и одиночестве, в которой двое молодых людей рефлексируют о прошлом и пытаются сохранить чувства, несмотря на расстояния и годы. Работы Синкая с их фактурной живописностью и нетривиальными сюжетами считают своеобразным артхаусом от аниме, и многие посетители, не готовые к этому, на просмотре откровенно скучали. Кстати, компания Reanimedia, занимающаяся прокатом, адаптацией и переводом в России большинства аниме-фильмов, предоставляет их для фестивалей подобного толка бесплатно.
Главным развлечением фестиваля, по задумке, должно было стать заявленное в афише «костюмированное шоу «Аниматрикс». На практике же этот конкурс костюмов посетителей и музыкальное шоу оказались не вызывающей радости самодеятельностью, выполненной на коленке попыткой разбавить выставку чем-то человеческим. И дело не только в постоянных проблемах с аппаратурой – на музыкальном шоу не предполагается фальшивить, нет смысла комментировать и японский, на котором исполняли песни. Может быть, и не стоило смешивать похожее на школьный утренник развлечение с уникальным культурным наследием средневековой Японии. По сравнению с отлично выстроенной экспозицией фестиваль не просто проигрывал, а казался лишним.