Инсталляция «Высокое напряжение» играет с эффектами зрения.
Выставка предметов декора Maison et Objet в Париже – это крупнейший профессиональный салон в области дизайна и оформления помещений в Европе. Он проходит с 1995 года два раза в год – в январе и сентябре. Но если сентябрьское событие – уже фактически предновогоднее, с мишурой и шариками, то январское – как раз для трендсеттеров и всех, кто стремится шагать в ногу со временем даже в такой консервативной области, как обустройство дома. Нынешняя Maison et Objet, которая прошла к конце января, в очередной раз продемонстрировала последние тенденции в мире интерьера.
Эта выставка не похожа на коммерческую экспозицию. На ней не просто разрозненные стенды и отдельные предметы, а цельные интерьеры, осмотрев которые, можно понять, что из мира декора находится сейчас на пике общественного интереса. Например, отдельные павильоны посвящены интерьерам в стиле прованс и интерьерам в этническом стиле, во всех его разновидностях, от шинуазри до африканского примитивизма. В этом году впервые отдельный павильон был отдан так называемым эдиторам – ведущим мировым фирмам – производителям тканей и обоев, задающим тон в этой области. Стенды в нем были задрапированы тканями и наполнены мебелью в самых новых и необычных обивках.
Сюрреалистические объекты «гипнотического» раздела выставки. |
Отдельный павильон, как всегда, был посвящен дизайну. Среди настоящих открытий выставки – посуда только что созданной французской фирмы Y'A Pas Le Feu Au Lac, креативные светильники на основе светодиодов от Goodbye Edison и офисные аксессуары от L'Atelier d'Exercices. Немало было и маленьких компаний их неевропейских стран – Сингапура, Японии, Китая и даже революционного Туниса, которые привезли тарелки с современным орнаментом. Были интересные премьеры и в экспозициях крупных и известных брендов. У Ligne Roset в первую очередь хочется отметить сетчатые кресла Grillage дизайна Франсуа Азамбура, легкие и пластичные, будто сделанные из бумаги, а не из металла. А испанская фарфоровая мануфактура Lladro показала новую коллекцию Metropolis: четыре вазы, лампа, шкатулка и зеркало из нехарактерного для компании неглазурованного фарфора, по форме напоминающие нью-йоркские небоскребы.
Традиционно на Maison et Objet были представлены три инсталляции, отражающие основные тенденции в интерьере. Это уже не из области «практики» – где бы взять диван поудобнее и какими обоями оклеить стены в гостиной. А скорее из области концептуального, что помогает понять, чем живет увлеченный дизайном мир. Одна из инсталляций называлась Un-plugged («Обесточенные», «Отключенные от сети») и показывала жизнь без высоких скоростей и достижений цивилизации. Дизайнерская дровяная печка и поленница дров, простейшие светильники и умывальники, но, конечно, тоже дизайнерские, керамическая посуда, на вид почти рукодельная. Продолжением этого ряда в сознании европейцев являются органические продукты, зелень, выращенная своими руками на балконах и клумбах, домашнее музицирование, чтение вслух и прочие виды досуга, приближающего человека не к ценностям консьюмеризма, а к исконным человеческим радостям.
Жизнь без высоких скоростей в проекте «Обесточенные». Фото предоставлено пресс-службой Maison et Objet |
Другая инсталляция, как бы в противовес, была посвящена всему экстремальному и называлась Haute Tension («Высокое напряжение»). Здесь имелось в виду в первую очередь напряжение чувств – зрения, слуха, тактильного восприятия действительности. Предметы были собраны соответствующие: практически невидимые стулья-призраки японца Юнии Ишигами и графичные, почти двухмерные кресла японской же дизайн-студии Nendo. Завершавшая этот раздел третья инсталляция была посвящена животрепещущей теме и называлась Hypnotic («Гипнотическое»). Оптические иллюзии, сюрреалистические объекты и параллельные миры для тех, кто устал от реальности настоящего.
Все три темы, представленные европейскими дизайнерами, актуальны и для жителей российских мегаполисов. Хотя трудно представить буквальное воплощение идеи французских декораторов в нашей жизни. Французской дровяной печи мы скорее предпочтем русую традиционную. И для ухода в параллельный мир дизайнерские светильники нам вряд ли потребуются.