Ольга Свиблова и Марина Лошак на открытии «Шпиономании».
Проект «Коричневая пуговка, или Шпиономания», согласно пресс-релизу, – «выставка про состояние, среду, навеянное коллективными воспоминаниями о прошлом». Делать ставку на «дух времени» – прием, который «Проун» с его любовью к соединению в одном пространстве разных жанров искусства и разных меток времени практикует давно и успешно. Однако шпионская история только на Zeitgeist, «духе времени» – даже если присовокупить сюда ироническое к этому цайтгайсту отношение, – не удержится. Без связующего раствора драматургии, сюжетной интриги такая выставка многое теряет.
История получилась про то, как все вроде есть – и костюмчик сидит, и шляпа хорошая, – а как целое не воспринимается. Идея казалась очень многообещающей. Сделать смешной «шпионский» проект, отталкиваясь от песенки Долматовского «Коричневая пуговка» и повести Гайдара «Судьба барабанщика». Ставя во главу угла шпионов и пионеров как основных «разносчиков» шпионских баек и главных «обезвреживателей» всяких подлецов. Тема, которая и сама по себе не оставит равнодушными и к тому же может служить ироничным намеком на актуальные политические истории. Формула, прописывающая болезненный сюжет – витающие в воздухе шпионские фобии, – вроде бы обречена на успех. Но в выставке «Шпиономания» сосуществуют два неравноценных пласта. Насколько выразителен первый, саркастически вскрывающий остроумные параллели, настолько странен второй, где из всех мотивов и произведений, увы, никак не складывается единый организм.
«Шпионские» вещи должны передавать дух времени. Фото предоставлено организаторами |
На литературную основу Долматовского и Гайдара нанизаны, будто разнокалиберные бусины на нитку, рисунки Бориса Игнатьева 1972 года к диафильму про гайдаровского «Барабанщика», фотографии конца 1950-х из пионерлагеря, медали пионерлагерей, живописные и скульптурные портреты – от среднестатистических пионеров до персонажей с сомнительной репутацией вроде Павлика Морозова. А также, как бы по другую сторону баррикад, коллекция миниатюрных шпионских фотоаппаратов (из собрания Анатолия Злобовского) и даже шпионский триллер. Это – содержимое первого, символического пласта, изобилующего игровыми коннотациями. Так, на входе вас встретит вытянувшийся в струну гипсовый пионер (к слову, изготовленный специально для «Шпиономании»), предлагая погрузиться в пространство прошлого с пионерлагерями и общественными парками для гуляний со всевозможными «девушками с веслами».
Другой эксклюзивный продукт новой выставки – пародия одновременно на комедию Spies like us Джона Лэндиса 1985 года и столь модный нынче принцип серийности. Короткометражку «Шпионы как мы-2» задумала арт-директор «Проуна» Марина Лошак, а снял Алексей Шемятовский. Роли троих подозревающих друг друга разделили между собой лица высокопоставленные – комиссар Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн, замминистра культуры Павел Хорошилов и спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. Они, само собой разумеется, друг друга выслеживают и вообще всячески нагнетают напряжение.
Взятому тону вторят напечатанные на крафте и отретушированные фото Андрея Волкова, который тоже увлекается игрой в шпионов – принимает многозначительные «выжидательные» позы, а для пущей важности облачается в белый костюм и шляпу. Комический эффект удался – в «Ожидании» спину крупной фигуры в белой шляпе то и дело, пренебрегая датой создания (2010 год), хочется приписать Хрущеву. Ну а ретушь – тоже из шпионских приемов, эдакие симпатические чернила наоборот. В общем, нешуточно нагнетаются шуточные страсти, и кажется, в зале не хватает только надписи: «Улыбайтесь, вас снимает скрытая камера».
Правда, дальше нагнетания дело не заходит – ироничные страсти накаляются, но ничего не происходит. И тот самый второй пласт, связанный с композиционной и драматургической увязкой всех предметов между собой, получился шатким. Все эти шпионские и пионерские причиндалы дополняются под конец формой пограничника 1935 года и портретом председателя ВЧК Дзержинского. Атмосфера атмосферой, а из всех этих вещей можно было бы выжать больше.