Принс хочет показать своим зрителям, что отныне он – король ритм-энд-блюза.
Фото Reuters
В Нью-Йорке, в легендарном спортивно-концертном комплексе «Мэдисон сквер гарден», вмещающем 20 тысяч зрителей, в третий раз с аншлагом прошел концерт Принса, одного из самых ярких, плодовитых, непредсказуемых и эксцентричных музыкантов. Последний раз на Восточном побережье Соединенных Штатов он выступал в 2004 году со своим альбомом Musicology.
О непродолжительном, всего в несколько представлений, новом концертном туре в районе Большого Нью-Йорка, названном Welcome 2 America, Принс объявил осенью прошлого года со сцены знаменитого театра «Aполло», стартовой площадки к признанию и успеху многих всемирно известных музыкантов афроамериканского происхождения. Для рожденного в семье отца-афроамериканца и белой матери Принса Роджерса Нельсона (таково настоящее имя певца) выбор места ≈ знаковый. Пресс-конференция Принса удивительным образом напомнила знаменитую пресс-конференцию его извечного друга-соперника Майкла Джексона, во время которой «Король поп-музыки» сообщил о начале так и не состоявшейся серии лондонских концертов This Is It: схожая трибуна с названием турне на заднике, те же характерные Ray-Ban’овские солнцезащитные очки-«авиаторы» и очень похожий на джексоновский, военный, в гусарском стиле, лиловый велюровый китель с серебряным позументом. Тем самым Принс как будто давал понять собравшимся, что отныне он ≈ носитель монаршего титула «Короля ритм-энд-блюза». Король умер ≈ да здравствует Король!.. «Каждое мое шоу будет неповторимым, потому приходите на него заранее, приходите ежевечерне, ≈ заинтриговывал аудиторию обычно стеснительный в общении с журналистами артист. ≈ У меня припасено немало хитов. Приводите ваших друзей, приводите ваших детей. И не забудьте захватить с собой спрей для ног, потому что придется хорошенько взмокнуть!..»
Принс как гитарист-виртуоз, который овладел практически всеми стилями гитарного мастерства, должен быть наделен достойным его «коронованной особы» инструментом. И таковой был представлен на пресс-конференции: произведенный специально для Welcome 2 America золотой Fender Stratocaster. На похожем, как уверяет музыкант, он играл как-то во сне. После завершения цикла выступлений эта историческая электрогитара будет выставлена на аукцион, и полученные от ее продажи деньги поступят в Harlem Empowerment Zone, фонд, помогающий малообеспеченным детям Гарлема. Эта полностью покрытая сусальным золотом гитара была сработана нашим бывшим соотечественником Юрием Шишковым, элитным, высшей категории мастером. В последние годы он работает на фабрике фирмы Fender в городе Корона, штат Калифорния. На обороте пера грифа каждой из сотен гитар, изготовленных им по индивидуальным заказам, стоит личная подпись мастера, гарантирующая их высочайшее качество.
Прошедшие с аншлагом грандиозные театрализованные постановки действительно не походили друг на друга. Лаконичные декорации с многоцветной подсветкой в центре арены обыгрывали его скандально-известный, не имеющий фонетического эквивалента знак, означающий слияние мужского и женского символов, на который много лет назад из-за конфликта со звукозаписывающей фирмой Warner Brothers он вынужден был сменить свое сценическое имя. Сцена представляла собой платформу о трех «языках», соединенных кругом, по которым миниатюрный харизматичный артист (его рост всего 157 сантиметров) передвигался, пританцовывая, под овации зрительного зала, умудряясь ни разу не потерять равновесия. Он по-прежнему выглядит моложаво, как на пике своей карьеры, хотя в этом году ему исполняется 53 года. Вокал Принса с амплитудой от фальцета до баритона, его экспрессивное солирование на гитаре и рояле, танцевальные движения удивляют. Правда, он уже не демонстрирует свои знаменитые растяжки ≈ прыжки в шпагат, и вращения его не столь головокружительны. Всему виной проблемы с тазобедренными суставами. Лет пять назад он пытался справиться с проблемой безоперационным путем, похоже, это ему в какой-то степени удалось.
Под аккомпанемент квартета музыкантов из его давней группы The New Power Generation, сопровождаемый женским вокальным трио, он выдавал раз за разом свои старые проверенные временем композиции в стиле рок-н-ролла, буги, фанка, соул и рок-энд-блюза к вящему удовольствию публики. Среди прочих памятных мелодий были Kiss, 1999, Let's Go Crazy и Purple Rain. Также он стряхнул пыль с песен из свого классического каталога: Cream, Shhh и U Got The Look. «Слишком много хитов!», ≈ однажды воскликнул он.
Премьера заглавной песни Welcome 2 America состоялась на первом же концерте. Исполненная в самом начале шоу, при погашенном свете, она по сути явилась политическим манифестом певца, затронувшим болевые струны сегодняшней Америки: расовую напряженность, события 11 сентября 2001 года, ураган Катрина, приход в Белый дом первого чернокожего президента США Барака Обамы. В несколько иной аранжировке, и уже при свете, он повторил эту композицию на своем третьем манхэттенском концерте. Пожалуй, это единственный номер в программе музыканта, певца любви и романтики, говорящий о его гражданской позиции.
Став в 2000 году последователем «свидетелей Иеговы» и тем самым, по его собственным словам, «получив компас в жизни, на который можно положиться», он уже не позволяет в своих выступлениях провокационных вольностей, которыми грешил в молодости. В «Мэдисон сквер гардене» он впервые включил в репертуар песни прежних лет, целомудренно заменив в них некоторые слова и фразы. Кульминационное исполнение его знаменитой баллады Purple Rain неизменно сопровождалось выходом на авансцену одной из его бэк-вокалисток Шелби Джей с развевающимся белым стягом, на котором изображен трубящий Ангел из Апокалипсиса.
О пурпурном рояле, стоящем на одном из ответвлений сцены, стоит сказать особо. Принс вообще питает слабость к пурпурному цвету. Ему он отдает предпочтение не только в колере одежды, покраске стен и личного лимузина, его он воспел в своих песнях. На двух концертах, когда исполнялся хит The Beautiful One, Принс обыграл этот рояль цвета фуксии, превратив его в сценическую площадку для балерины на пуантах ≈ солистки нью-йоркского American Ballet Theatre Мисти Коплент.
Он держит зрителей на ногах почти все шоу, а оно продолжается более двух часов. И под конец ≈ неоднократно бисирует под грандиозные овации зала. В его буклете по этому поводу написано: «Сколько раз может Артист покидать сцену и возвращаться к своим зрителям, которые явно не хотят уходить? Несчетное количество раз, если этот артист ≈ Принс». Традиционно «под занавес» он вызывает на сцену своих друзей, сидящих в VIP–секторе, и те совместно исполняют один из его танцевальных хитов. Так среди танцующих были замечены певцы Алиша Кис, режиссер Спайк Ли, актриса Вупи Голдберг, супермодель Наоми Кемпбелл, актер и певец Джэми Фокс, философ, писатель, борец за гражданские права доктор Корнелл Вест. На последний концерт пришла Мадонна, с которой у Принса были последние два десятилетия напряженные отношения. Также среди публики был замечен Дональд Трамп со своей молодой супругой Мелани. Если бы не строгие, драконовские требования профсоюзов, защищающих билетеров и работников сцены от переработки, наверняка Принс продолжал бы свои выступления и после 11 часов вечера. В качестве заключительно аккорда он бросает публике свой рабочий Телекастер (на золотой «шишковской» гитаре Принс исполняет одну-две композиции и бережно возвращает ее своим помощникам). После выступлений в «Мэдисон сквер гардене» он, как правило, всякий раз устраивает after-party в одном из ресторанов и ночных клубов Нижнего Манхэттена.