В обычной средней школе на юго-западе Москвы открылась выставка современного искусства «Спальный район. Школа № 109. Открытый урок». Задумка простая: инсталляция, размещенная на всех этажах школы, – это своеобразный мастер-класс для учеников школы. А также для всех, кто интересуется современным искусством и не пожалеет два часа времени, чтобы добраться на удаленную от центра улицу Академика Бакулева.
Я, так же как и многие, понятия не имела, где эта улица. И добиралась до школы-галереи как раз два часа. Самый обыкновенный спальный район, на самой обыкновенной конечной остановке. Рядом со школой – небольшой загон для лошадей с одним-единственным скучающим конем. Казалось бы, что может произойти в этом сонном царстве? Именно на такую реакцию рассчитывали кураторы выставки Марина Звягинцева и Юрий Самодуров. «Вам ведь интересно, зачем мы это сделали? – спрашивал директор школы Евгений Ямбург, выступая с небольшой приветственной речью в актовом зале. – Чтобы расширить сознание школьников, ведь разговор в современном мире невозможен без современного искусства. А еще ради провокации».
Этот же вопрос «зачем?» встречается на четвертом этаже школы в качестве одного из экспонатов. Он выполнен самой Мариной Звягинцевой в сотрудничестве с учениками и представляет собой канаты в виде букв, прикрепленных к одной большой сетке. «Вы сами делали свои браслеты?» – спрашиваю у учеников. «Один браслет я сделала сама, другой мне подарила подруга».
Марина Звягинцева излучает обаяние и щедро раздает улыбки, несмотря на то что знает, кто такие дети и что может произойти с творениями ее коллег-художников. «Уважаемые школьники, пожалуйста, перестаньте обдирать объекты! Неужели вы такие нищие, что ни ластика, ни линейки купить не можете?» – гласит табличка рядом с работами группы «Пульсарт». На них действительно множество линеек, карандашей и ластиков, и художники знали, на что идут, вешая это в школе. «Здесь еще была маленькая курочка, но от нее теперь остались только ножки», – говорит мне девочка лет 14 про работу Би Флауэрс «Порядок». С первого взгляда я не понимаю, что эта работа означает. «Не переживайте, вот там внизу табличка, все написано». Про курочку в пояснительной табличке нет ничего, а значит, ее можно оторвать. Логично.
Логично для школьников, конечно. Они воспринимают современное искусство прямолинейно и наивно. Некоторое количество работ, выполненных ими и также выставленных в кабинетах школы, это подтверждает. «Тяга к знаниям» 15-летнего Кармазина Василия в буквальном смысле являют собой силу тяжести, обозначенную на картоне в виде стрелки, устремляющейся к учебникам. «Классные мемуары» пытаются обыграть двойной смысл прилагательного «классный»: на стене висит ряд дневников одного из учеников, с 1-го по 10-й класс. Последний дневник пуст, а первый заполнен родителями. Современно? Да. Провокационно? Ну как сказать, хотя незаполненным последним дневником автор явно на что-то намекает.
На первом этаже, если пройти по коридору в сторону классов, в небольшом промежутке раскинулось дерево. Его ветви упираются в потолок, оно по-настоящему сказочное и находится на своем месте. Это, конечно, одна из работ Николая Полисского, которые невозможно представить в скучных музеях. Именно дети и школа ее оживляют. То же самое можно сказать про «Ученье – свет!» Татьяны Антошиной: лучи в виде небольших нитей тянутся от окон к партам, создавая ощущение тепла и света. Снова захотелось учиться.
Идея выставки в школе, какой бы странной она ни казалась на первый взгляд, имеет смысл. Для детей она необычна и занятна, но, кажется, им наиболее интересно описывать свои впечатления от учебы на предназначенном для этого ватмане. Тоже, кстати, арт-проекте под названием «Система состояния школы по методике Сергея Лебедева». Какой-то взрослый человек на открытии выставки берет черный маркер и закрашивает им клеточку. По методике Лебедева закрашенный черный квадрат означает «в школу не хожу». «Ну я же туда не хожу», – смущенно оправдывается мужчина на мой немой вопрос. Зачем он это сделал? Наверное, потому, что это весело.