Фотоконкурс по наблюдению за пульсом столичной жизни Московский дом фотографии проводит уже 10 лет. Пульс проверяют по трем номинациям – «Архитектура», «События и повседневная жизнь», «Лица». Конкурс привечает как профессионалов, так и «новобранцев» street-photography, он открыт для всех. За юбилейный год от жаждущих признания участников поступило больше 12 тыс. работ, принято 4200, из них 800 экспонируются в Манеже в статусе номинантов. Как говорит куратор конкурса Нина Левитина, за 10 лет ее детище прошло путь «от созерцания каких-нибудь фонтанов к жизни отдельного человека». Однако жизнь, год из года появляющаяся на «Серебряной камере», кажется, старается обходить острые углы. В будущем году директор МДФ Ольга Свиблова обещает дать старт всероссийскому конкурсу «Золотая камера» – интересно, как эту проблему станут решать там.
Приходя на «Серебряную камеру», прежде всего ждем что-то про те зверства, что происходили недавно прямо тут, на Манежной. Есть. Две серии – страшные, изрыгающие агрессию, изливающиеся кровью. На конкурсной основе событие было уже не отследить (дедлайн подачи заявок прошел), оба цикла по просьбе МДФ предоставили фотожурналисты. Место им досталось на самой последней стене последнего зала. Чтобы добраться до них, зритель проходит сотни фото про новостройки и сталинскую архитектуру, про портреты знаменитостей и поднадоевшую жизнь хрущевок. Это к вопросу об актуальности тем.
Серия «Военкомат». |
Иногда кажется, будто новые претенденты стесняются выйти за рамки принятого (проверенного прошлыми «Камерами») круга сюжетов. Стоит сослаться на обратную сторону – открытость конкурса для непрофессионалов. Из года в год повседневность одерживает количественную победу. В разных пропорциях подают снимки метро, жизни мигрантов, безбашенного молодняка на выпускном┘ К счастью, в экспозиции нет энного по счету цикла про Москва-Сити, исхоженную вдоль и поперек тему прошлых лет. Хотя, как сказала корреспонденту «НГ» Нина Левитина, такие фото присылали – они просто не прошли отбор. Спасибо. Можно переключиться на то, как мы все провели это лето с белым ползучим смогом, никого не оставившим равнодушным. Фотографии передают ощущение не столько удушливости, сколько почти мистической эстетики замедленных действий (как сказали бы в обычной ситуации – «все было как в тумане»). И когда в монохромном «Пекле» из череды кадров выступает застывшая в окаменелой пустоте детская площадка с пожухшей травой и зажженными посреди бела дня фонарями, все вместе норовит превратиться в свою противоположность, в пейзаж зимний. Фотография здесь в прозаическую реальность вносит толику лирики.
Лица, ставшие самой яркой номинацией прошлого года, в нынешнем неприметны. Мельтешат в серии «Будь готов» красными косынками маленькие коммунисты, корежатся и рвутся на афишных тумбах знаменитости. Смотрят «Глаза в глаза» хирурги Центра Святослава Федорова – а какой-то бедолага с гримасой ужаса таращится на стекло, кажется, чуть не наехавшего на своего клиента «Автобуса милосердия». Но там, где в прошлом году были, например, портреты композиторов или «Поколения Василия Аксенова» от Владимира Вяткина – каждый со своей эмоцией-историей┘ ничего там сейчас нет. Вот серия «Светские» – известные все лица – Ник Ильин, Алекс Лахман, Игорь Мухин и ушедший в этом году Александр Слюсарев. Крупный план – и глаз уже готов разгадывать историю героя – но упирается в одну и ту же эмоцию, в один поворот головы. Диктат фотографа не дает модели раскрыться. Запомнились разве что гротескные «Старинушки» с подзаголовком Totalrealism, выявляющим авторство завсегдатая «Серебряной камеры» Георгия Первова и название его долгосрочного проекта.
Серия «Будь готов». Фото предоставлено пресс-службой МДФ |
Открыточными видами Бульварного кольца, мечтающими стать горой Фудзи Лужниками во всей не менее открыточной красе и под остроумным названием «36 видов Лужи, или Открытие памятника Хокусаю в Москве», навязшими в зубах экзерсисами на тему поверхностей и ритма выступила архитектура. Несколько навязчивой красивости противостоит естественная, жесткая поэтика индустриального пейзажа серии «Урбанизмы», кажется, отвешивающая поклон мэтрам этого направления Берндту и Хилле Бехер.
В Москве-2009–2010 есть, конечно, свои проблемы – связаны они в основном либо с пенсионерами, либо с бездомными. Но в целом картинка такова, как если бы для туристов издавали рекламный проспект. Здесь занимаются спортом и читают книги (хотя в цикле «Книголюбы» ни одного книгочея нет – люди лишь присматриваются к книжным лоткам), врачи лечат, перспективы улиц разворачиваются вдаль, жизнь «на районе» протекает непривычно мирно. Все как всегда. Пульс нормальный. И это, в общем, естественно, учитывая, что фотоконкурс патронирует московское правительство. Внесет ли сюда какие-то изменения новый мэр, покажет следующий год.
В общей массе конкурсных фотографий специфические метки уходящего года немногочисленны. Не стало директора Музея архитектуры Давида Саркисяна – на выставке показан его знаменитый кабинет, доверху набитый дивными дивами, всякой всячиной, о которой побывавшие там рассказывали взахлеб. При тушении пожара погиб начальник московской пожарной службы Евгений Чернышев. Чудовищные теракты в метро остались в лицах скорбящих. День Победы праздновали в 65-й раз – на выставке он появился в виде возвещающих о празднике афишах в нелепом сочетании, например, с витриной салона белья. Но каждый раз речь идет об одной серии – это всего лишь точечные уколы. Почему? Или дело в недостатке профессиональных фоторепортеров? Насколько можно было понять на открытии, в будущем Ольга Свиблова намерена проводить более строгий поэтапный отбор работ каждые три месяца – и по промежуточным результатам бросать клич на недостающие сюжеты.