Художественные война и мир.
Фото Courtesy Regina Gallery, London & Moscow
В галерее «Риджина Берлога» отмечают 105-летие окончания Русско-японской войны. Выставку – посвящение историческому событию озаглавили гордо – «Мы пред врагом не спустили┘». Войну продули, но Андреевского флага не спустили матросы «Варяга» – и их примеру последовали многие корабли. Вместе бывший «Мухомор» Константин Звездочетов и основатель «Митьков» Дмитрий Шагин работают впервые.
Слава баталиста Верещагина, павшего вместе с броненосцем «Петропавловск» как раз в Русско-японскую войну, его пережила, трансформировалась, избавилась от высокого «штиля» – и вот народились новые Верещагины. Рассекают волны корабли, матросы (они же митьки в тельняшках) мочат врагов – а там, глядишь, и мирная жизнь началась.
Война и мир, как и положено, чередуются. Шагин сочно живописует в основном боевые подвиги – Звездочетов отвечает картинами жизни некоего прекрасного города Дальнего «на самой восточной точке страны». Война становится мальчишеской войнушкой с появлением звездочетовской пушки, выстреливающей комиксной надписью «Бы-ды-дыщ!». Или она становится митьковским ребячеством, когда на веревку вешают сушить их, «Митьков», гигантскую, сшитую из восьми тельняшек, хламиду. Мир стараниями Звездочетова претворяется в идиллическое свидание Вареньки и унтер-офицера Евгеньева, не выпускающего из рук пулемета. В торжественно-аляповатые гербы мифологического города Дальнего – гербы, снабженные всевозможными регалиями от вил и топоров, шапки Ивана-дурака, девицы в кокошнике, бросившей якорь и водрузившей флаг на японской, судя по беседке, территории – до двуглавого орла, чьи вытянувшиеся от любопытства шеи готовы покинуть общее тулово. Мирное пространство совершенно немыслимо и без городской карты-картины, где Китайско-Восточную железную дорогу дополняют китайская кумирня и разлапистый пятиглавый собор, а также гимназии, обозначенные на карте буквами «М» и «Ж».
Отталкиваясь от выбранного сюжета, Константин Звездочетов и Дмитрий Шагин создали импровизацию о том, как могло быть, если бы войну выиграли. Поэтому выставку можно считать и сатирической картинкой к ставшей крылатой фразе министра Плеве по поводу той самой войны: «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война». Художники немного и грустят (с падения Порт-Артура начался развал нашей страны, считает Дмитрий Шагин), но больше комикуют. И тут очень кстати появляются гэги: к череде картинок с бравыми защитниками крепости Порт-Артур в 1904-м Шагин добавляет портрет героев былых лет – матроса Петра Кошки и Федора Заики, участвовавших в другой, тоже безуспешной, обороне Севастополя в Крымскую войну. Причем Заику Шагин превратил в Зайку – и вот Кошка и Зайка бодро волокут врага. Такой прием повтора со смысловым сдвигом используется не единожды – над выставочным пространством «реют» три флага (не спустили!), к которым сбоку присоседилась растянутая до неимоверной длины тельняшка. В конечном итоге Звездочетов и Шагин сочиняют историю, выдумывают миф и говорят о том, что живем мы мечтами. Мечту возводим в ранг легенды, но не покидаем мира утопий.