«Завтрак на траве» Клода Моне вызывет большой интерес публики.
Фото Reuters
В парижском Grand Palais проходит ретроспектива Клода Моне, художника чьи картины украшают лучшие собрания мира и продаются на аукционах за десятки миллионов долларов. Ее цель – максимально широко показать творческий путь живописца, отмечая таким образом 170-летний юбилей со дня рождения великого реформатора от искусства.
Работы Моне безжалостно разбросаны по планете, и, чтобы увидеть все интересующие полотна, потребуется, пожалуй, кругосветное путешествие. В мировых музеях (за исключением парижского «Орсэ») они представлены в весьма ограниченных количествах. Однако иногда, раз в несколько десятков лет (реже, чем парад планет), произведения основателя импрессионизма собираются вместе, слетаясь с разных концов Земли, будто члены одного клана собираются на семейную встречу.
Вот и нынешняя экспозиция представляет около двух сотен работ. При том, что в нее не включили картины, написанные за границей, например, в Голландии и в Норвегии (кураторы посчитали, что они не так важны для формирования представления о карьере Моне). Последняя столь масштабная выставка Моне походила в Париже в 1980 году. Все экспозиции, организованные после нее, касались в основном отдельных аспектов его творчества. Так что выставка в Grand Palais дает редкий шанс за несколько часов посмотреть едва ли не «всего Моне».
Наибольшее количество картин прибыли из США (их предоставили два с лишним десятка музеев) и, разумеется, из Франции. Не остались в стороне многие европейские музеи и частные коллекционеры, а также собрания Австралии и Канады. Примечательно, что в качестве главного произведения экспозиции кураторы выбрали хранящуюся в Эрмитаже «Даму в саду», раннюю работу Моне с залитой солнечным светом лужайкой и маленькой белой женской фигуркой.
Остальные произведения, размещенные в четырех залах, сгруппированы хронологически, тематически и географически. Целый зал посвящен знаменитым сериям – стогам, Руанскому собору, зданию парламента в Лондоне, Венеции. Особняком стоят водяные лилии из Живерни, на которые некоторые наиболее рьяные поклонники Моне готовы медитировать часами. Невозможно представить ретроспективу Моне и без монументального «Завтрака на траве» из ГМИИ им. Пушкина. Оставляют потрясающее впечатление собранные вместе нормандские и средиземноморские пейзажи. А вот зимние пейзажи Нормандии вызывают неожиданные ассоциации с творчеством передвижников. Интересна и подборка портретов, хотя у работы «Камилла Моне на смертном одре» публика старается не задерживаться – слишком уж сильна аура боли, исходящая от этого полотна. В самом конце же экспозиции, когда усталость – и физическая, и эмоциональная – неизменно берет свое, открывается маленькое чудо: Сена в ее тихом туманном очаровании, которая заставляет забыть о гудящих ногах и погрузиться в сладкое ностальгическое забытье.
Желающим совершить это путешествие по творчеству главного французского импрессиониста лучше позаботиться о билете заранее через Интернет. Иначе придется отстоять длинную очередь перед входом в Grand Palais, наслаждаясь всеми прелестями парижской осени или зимы (выставка продлится до 24 января).