0
994
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

29.10.2010 00:00:00

Корпоративный генератор успеха

Тэги: россия, франция, renault, выставка, искусство


россия, франция, renault, выставка, искусство Анн Эндри демонстрирует одну из работ Робера Дуано из корпоративной коллекции.
Фото Бориса Мурадова

В рамках года Франция–Россия компания Renault привозит в Москву свою корпоративную коллекцию современного искусства. На выставке «Встреча двух миров», которая откроется в Новом Манеже в середине ноября, будут показаны работы Жана Дюбюффе, Армана, Эрро, фотографа Робера Дуано. Перед отправкой выставки из Парижа в Москву ее куратор, искусствовед Анн ЭНДРИ рассказала корреспонденту «НГ» Олесе ХАНЦЕВИЧ о взаимодействии искусства и корпорации.

– Сегодня все крупные компании мечтают об арт-коллекции, мода докатилась и до России. Как в Renault появилась идея использования искусства для продвижения своего бренда?

– В этом смысле Renault является пионером, ведь наша коллекция – прародитель многочисленных современных корпоративных коллекций, она является примером для подражания. Компания начала работать в этом направлении в 1967 году – тогда была начата меценатская деятельность. Инициатором был Клод-Луи Ренар, один из руководителей компании того времени, страстно увлеченный искусством. Он смог убедить гендиректора в перспективности и в каком-то смысле революционности такого проекта. Как это часто бывает, важную роль сыграла личность конкретного человека.

– В чем заключалась концепция меценатства?

– Не в том, чтобы покупать готовые произведения или спонсировать уже готовые выставки. Компания хотела идти впереди искусства, участвовать в процессе создания произведений. Это была беспрецедентная практика. В течение почти 20 лет, до 1986 года, компания привлекала художников разных направлений, возрастов, известности и даже разных национальностей. Их выбирал сам Ренар, руководствуясь своими вкусом и знаниями. Художников объединяло только то, что они жили в Париже, который был тогда культурной столицей мира. Главная идея была в том, чтобы предложить художнику помощь: просто финансовую поддержку, техническую помощь инженеров и рабочих, доступ к цехам завода, конструкторским и дизайнерским бюро, оборудованию, предоставление помещений и материалов. Все, что можно было предложить в человеческом и научном смысле.

– Что требовалось от художников?

– Им нужно было создать новую серию произведений, одно из которых компания оставляла себе и помещала в коллекцию. Остальные работы оставались в распоряжении художника, но только после участия в выставках, которые Renault организовывала по всему миру. Например, в Музее прикладных искусств в Париже, Stedelijk Museum в Амстердаме, Louisina Museum в Копенгагене. Это была фантастическая возможность для художников, ведь тогда площадок, где показывали современное искусство, было совсем немного. Было другое время, другая эпоха, художникам приходилось развиваться в ограниченном кругу специалистов и любителей. В 1973 году корпорация построила новый головной офис и попросила художников поработать вместе с архитекторами, чтобы интегрировать свои работы в новое рабочее пространство. Живопись, скульптуры и другие виды произведений украшают теперь еще одно здание в Париже, но большинство работ находятся в хранилище или кочуют по выставкам.

– Какие дивиденды для компании принесла коллекция?

– Изначально она задумывалась для того, чтобы помочь Renault выйти на международный рынок – такая цель стояла перед компанией в начале 1970-х. Сближение с искусством не только улучшило имидж компании в целом, но и придало ему человеческое измерение, инновационное звучание. Эти задачи коллекция прекрасно выполняет и по сей день. Когда руководство решает, что нужно скорректировать репутацию бренда в какой-то стране, мы отправляем туда экспозицию. В случае с московской выставкой инициатива исходила из российского представительства компании и была оплачена полностью за счет офиса в Москве.

– Кто из художников прошел через сотрудничество с компанией?

– Всего в коллекции около 300 произведений, но работ, созданных таким образом вместе с Renault, в разы больше. С нами работали когда-то неизвестные авторы, ставшие потом звездами мирового уровня, например Арман, Такис, Тингели, Сото, Роберт Раушенберг, Ники де Сент-Фалль. Но к проекту присоединялись также и уже знаменитые на тот момент художники – Жан Дюбюффе, Виктор Вазарели, Анри Мишо, Сэм Франсис, Пьер Алешинский.

– В коллекции особняком стоят фотографии Робера Дуано, который не участвовал в программе меценатства корпорации.

– Это особенная история. На московской выставке работам великого французского фотографа Дуано будет посвящен отдельный зал. В 1934 году Renault приняла его на работу фотографом, к слову, это было первое его место работы. Он проработал в компании до 1939 года, потом после войны – еще 10 лет. Благодаря этому мы располагаем исключительным фондом его работ.

– Почему корпорация прекратила работу по поддержке художников?

– Исключительно по экономическим причинам. В 1985 Renault столкнулась с серьезным кризисом и оказалась на грани исчезновения. Чтобы спасти предприятия, было решено прекратить любую деятельность, не связанную с производством автомобилей. Но даже сейчас, спустя 15 после «консервации» коллекции, она продолжает работать на капитализацию имиджа компании по всему миру.

– Сегодня компания не планирует возобновить пополнение коллекции?

– Я работаю в компании с 1992 года, и каждый раз, когда мы всерьез заговариваем об этом, наступает очередной экономический кризис. Нам приходится откладывать возобновление до лучших времен.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Среди микрозаемщиков все больше молодых и перспективных

Среди микрозаемщиков все больше молодых и перспективных

Анастасия Башкатова

Для одних быстрые кредиты – способ создать видимость престижного потребления, для других – уже зависимость

0
1160
Под выборы в Госдуму-2026 КПРФ открывается радикализму

Под выборы в Госдуму-2026 КПРФ открывается радикализму

Дарья Гармоненко

Системная партия пошла в суды для защиты своих кандидатов и политзаключенных

0
1031
Эрдоган не хочет передавать С-400 под контроль Пентагона

Эрдоган не хочет передавать С-400 под контроль Пентагона

Игорь Субботин

Турции становится все труднее лавировать между Америкой и Россией

0
1224
Судебная экспертиза отменила принцип состязательности сторон

Судебная экспертиза отменила принцип состязательности сторон

Екатерина Трифонова

Адвокаты продолжают безнадежную борьбу с обвинительным уклоном государства

0
1159

Другие новости