Один из братьев Кличко – тоже герой выставки. Sam Taylor-Wood 3 Minute Round 2008.
Фото предоставлено галереей на Солянке
Настоящий художник обязан ненавидеть знаменитостей, если только он не живописец Никас Сафронов и не скульптор Марк Куинн.
У настоящего художника для этого есть повод – классовые различия.
Художник плохо одет и не всегда умыт, совершенно не научен улыбаться правильным людям и плохо понимает, кому надо шептать на ухо, а от кого вовремя отворачиваться. Но вот тут наступает новая эра, и на обложке бесплатной лондонской газеты The Evening Standard (недавно купленной российским бизнесменом) появляется фотография папарацци, поймавшего художницу Трейси Эмин на выходе с вечеринки у Элтона Джона, причем на заднем плане – растерянное лицо Кейт Мосс. Но Кейт ни при чем, папарацци охотился именно на Трейси – у Трейси не слишком ровные зубы, и Трейси в принципе не так уж и давно начала носить вечерние платья, но вот самое милое дело: Трейси нужна толпе, а кто из толпы видел ее сложнейшие, страшно циничные и столь же трагические произведения – большой вопрос.
Дело не в Трейси.
А в том, что участница выставки InArt. InStars. InStyle, открывшейся вчера в галерее на Солянке, еще одна британская художница Сэм Тейлор-Вуд – тоже теперь селебрити самого первого ряда. Совсем недавно c обложек не сползал ее бывший муж, один из главных арт-дилеров мира, владелец галереи White Cube Джей Джоплинг – у него случился недлинный роман с поп-певицей Лили Аллен. Сэм точно решила обогнать Джея – через год после этого она снимает дебютный полный метр (так сегодня поступают многие видеохудожники первого эшелона – Стив МакКуин или Ширин Нешат, например) и утверждает на главную роль 20-летнего Аарона Джонсона. Вскоре у них происходит помолвка, и приехать на открытие московской выставки 43-летняя Сэм никак не может, так как ждет ребенка от своего личного селебрити.
Выставка InArt. InStars. InStyle показывает связь и электричество между словом artist и словом celebrity – вот, к примеру, между Сэм Тейлор-Вуд и ее братьями по селебрити-цеху Кличко.
Мэрил Стрип. Мюзикл "Музыка отчаяния" (Music Of Regret). Фото предосталвено галереей на Солянке |
Между удивительным колдуном фэшн-сцены Хуссейном Чалаяном и его тоже в своем роде сестрой Тильдой Суинтон (в видео «Отсутствие присутствия»/The Absent Presenсe она и правда колдует, выпаривая ген ДНК из одежды обычных лондонцев необычных национальностей – совр. искусство без политики – никакое не совр. искусство). Между умопомрачительной Мэрил Стрип и не только художницей, но и автором всех текстов песен прекрасного мюзикла («Музыка отчаяния», Music Of Regret) Лори Симмонс, у которой получилось истратить, видимо, самый большой бюджет из всех видео, показываемых сегодня на Солянке (браво, Лори, и добро пожаловать в мир селебритиз!). Очевидно, между одним из самых непримиримых современных художников Британии, лауреатом Тернеровской премии Джереми Деллером и тенью группы Depeche Mode, которую Джереми вместе со своим соавтором Николасом Абрамсом преследовал по всему миру, но так ни разу и не помещает в кадр. И здесь он как будто снимает ремейк главного документального фильма времен перестройки «Легко ли быть молодым?» – ну правда ведь, стилистика видео «Когда плакаты сходят со стен»/The Posters Came From The Walls попадает прямо в тень латыша Юриса Подниекса, в 1987 году совершившего переворот не только в документалистике, но и сразу же в умах.
Тени и доппельгангеры (призрачные двойники) – вообще, наверное, главная тема этой выставки. Колдующая Суинтон, тающий в снегах Майкл Джексон («Большая перемена»/Intermission Слейтера Брэдли), теряющаяся в аккуратно постриженном зеленом лабиринте Кира Найтли – художники хотят, чтобы звезды утонули, растворились в вареве собственного мифа. Им важно не только поглумиться над селебом, но и на всякий случай мысленно (или вполне буквально, как Ориана Фокс, Джессика Фозенгер, Сара Бейкер или – в несколько ином ключе, но все же – Стюарт Пирсон-Райт) подставить на место звезды самое себя. И посмотреть на это со стороны, благо видео – самый удачный для такого смотрения жанр: такое себе кривое зеркало, но ничего, суть различима.
Результат, считают художники, неплох.
И бац – вот уже обложка таблоида. (А то и зачинщика этой выставки, хорошо известного во всем мире журнала о звездах InStyle.) Миллионный гонорар. Селебрити-бойфренд. (Далее везде.)
Так contemporary art – самый жестокий и циничный отсек современной культуры – легко все ставит на свои места.
Так, медленно, но верно, Государственная галерея на Солянке из выставочной площадки универсального применения обращается в музейный проект, полностью посвященный экранной культуре. Этой осенью мы объясним вам, что такое СОЛЯНКА ВПА (Видео. Перформанс. Анимация), а пока что смотрите в глаза художникам и их звездам и, не беспокоясь, путайте их между собой – в сущности, как бы художники ни сердились, этот выставочный проект ставит жирный знак равенства между двумя словами – artist и celebrity.